Несъедобные отношения


Во вторник Москва принимала президента Португалии Жозе Сократеша и делегацию депутатов из фракции социалистов Европарламента. Парламентарии проконсультировались с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и помощником президента Сергеем Ястржембским. Сократеша, к которому в середине лета перейдет от канцлера Германии Ангелы Меркель председательство в ЕС, принимал Путин. Речь в Кремле шла о ПРО в Восточной Европе, польском мясе, заключении соглашения о партнерстве с ЕС и о досрочном погашении Россией советского долга Португалии.

На пресс-конференции по итогам переговоров Путин предложил европейцам не смотреть на Россию как на “монстра”. Сократеш в ответ на вопрос о правах человека в России объяснил журналисту, что не стоит поучать Москву: “Мы должны говорить друг с другом честно и откровенно, а не читать друг другу мораль”. Оба президента с сомнением высказались об американских планах по системе ПРО в Европе. “Полным нонсенсом” назвали во вторник этот план и депутаты Европарламента во главе с руководителем фракции социалистов Мартином Шульцем на пресс-конференции в Москве.

Путин сказал, что недавно в Берлине была арестована партия польского мяса, но он не предложит Меркель съесть эту некондицию: “Я, конечно, не буду ей говорить: “Ты сама не хочешь это мясо есть, а хочешь мне его скормить”. “Мы хотим подписать такое соглашение [о партнерстве и сотрудничестве с ЕС]”, – заверил Путин португальского президента.

Но вчера к числу критиков Москвы присоединилась Финляндия, предположив, что может связать вопрос повышения Москвой экспортных пошлин на необработанную древесину с согласием на присоединение России к ВТО. Премьер-министр Финляндии Митти Ванханен объяснил, что по этому вопросу также “призвал Россию к переговорам с ЕС”.

Сами по себе эти контакты европейских политиков в Москве и “сделанные заявления, конечно же, не свидетельствуют об улучшении отношений между Россией и ЕС, так как основные вопросы двусторонних отношений до сих пор не решены”, отмечает руководитель Центра сравнительных политических исследований Борис Шмелев.