За взятки – казнь


Первый пекинский суд средней инстанции (в Китае есть суды трех инстанций – низшей, средней и высшей) приговорил бывшего руководителя госуправления Китая по надзору за качеством продуктов питания и лекарств Чжэн Сяоюя к смертной казни. До этого ему предстоит семилетнее тюремное заключение. Чжэн также пожизненно лишен политических прав (он не сможет состоять в партиях и общественных организациях, быть избранным, под запретом ряд специальностей).

Вся собственность Чжэна конфискована, сообщило государственное информагентство “Синьхуа”. Суд объяснил жесткость приговора “огромным размером взяток и большим ущербом, нанесенным государству и обществу неисполнением Чжэном своих служебных обязанностей”.

Смертные приговоры по китайскому законодательству подлежат обязательному утверждению Верховным судом, но он пересматривает приговоры редко. Расстрел с отсрочкой на годы тюремного заключения – особенность китайского уголовного права. Иногда при примерном поведении осужденного расстрел может быть заменен на другую меру наказания, например пожизненное заключение.

Чжэн признан виновным в получении взяток на $850 000 от восьми фармацевтических компаний, их названия не раскрываются. Взятки передавались через жену и сына. Преступления Чжэн, ушедший в отставку в 2005 г., совершил в 2001–2003 гг.

Компании платили ему за положительные заключения по итогам испытаний лекарств, которые выводились на китайский рынок. Шесть одобренных за взятки лекарств оказались недоброкачественными. Один из одобренных ведомством Чжэна антибиотиков убил 10 пациентов и был потом изъят из продажи. Показания на Чжэна дали его подчиненные. Некоторые из них сейчас под следствием, один из бывших секретарей Чжэна приговорен к 15 годам.

Смертные приговоры китайским чиновникам, обвиненным в коррупции, выносятся нередко. В 2003 г. за получение взяток в несколько сотен тысяч долларов был казнен замгубернатора провинции Аньхой Ван Хуайчжун.

Amnesty International подсчитала, что в Китае совершается больше всего смертных казней в мире. В 2006 г. казнены как минимум 1010 человек (максимальная оценка – более 8000). За взяточничество в особо крупных размерах (свыше $1208) предусмотрена казнь.

В последнее время жестоких наказаний чиновников за коррупцию в Китае все больше, говорит замдиректора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев. Часто коррупционные дела – итог межклановой борьбы, иногда – реакция руководства страны на реальные правонарушения, получившие широкий общественный резонанс, говорит Карнеев. “Практика выборочного и демонстративно жестокого наказания отдельных взяточников традиционна для Китая с императорских времен, но эффективность ее всегда была сомнительна”, – резюмирует Карнеев.

В России взятки даются, в основном чтобы ускорить регистрацию лекарства, а не чтобы разрешить продажу вредных веществ, отмечает сотрудник одной из аналитических компаний на условиях анонимности. А директор по маркетинговым исследованиям “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов говорит, что самой непрозрачной сферой участники рынка называют регистрацию и систему отбора препаратов для государственных целевых программ.