Миллион от Kraftway


Вчера Kraftway официально открыла завод по производству персональных компьютеров и серверов. Он построен в городе Обнинске Калужской области на территории Обнинского ИТ-технопарка и готов выпускать 1 млн ПК в год. Изначально Kraftway оценивала инвестиции в проект в $14–16 млн, но в результате завод обошелся ей в $20 млн. Половина этих средств – кредит Сбербанка, который компания обещает вернуть в 2010 г. Мы планируем окупить инвестиции в течение пяти лет, рассказал “Ведомостям” гендиректор Kraftway Алексей Кравцов. Маржа в этом бизнесе небольшая, признает он, но обещает сократить издержки “за счет консолидации бизнеса, зарплат, транспорта”. “Наши конкуренты работают с ритейлерскими сетями, которые забирают большую часть маржи себе, а у Kraftway большая доля приходится на госзаказ. Мы продаем ведомствам не только компьютеры, но и целые решения (ПК + софт + сервис), и это дает дополнительные доходы”, – говорит Кравцов. По его словам, никакой поддержки от государства он не ждет – оно уже все сделало, проложив к заводу всю инфраструктуру за свой счет.

Глава российского представительства Acer Глеб Мишин сомневается, что Kraftway удастся вернуть столь существенные инвестиции: “В России до сих пор нет производства комплектующих для ПК, и любой сборщик изначально теряет на их транспортировке”. (Сама Acer предпочитает ввозить в Россию готовые компьютеры.) Кроме того, продолжает Мишин, стоимость труда в России на порядок выше, чем в Китае. В Китае сборщик получает с одного ПК $7–18, причем его прибыль составляет не более 50% от этой суммы. “Организовать производство ПК несложная задача, главное – эти компьютеры продать”, – отмечает гендиректор Depo Computers Сергей Эскин. Правда, и его компания расширяет производство – с 500 000 до 1 млн ПК в год. “Формоза”, как рассказывал ранее “Ведомостям” ее исполнительный вице-президент Абулферз Абачев, в прошлом году собрала около 500 000 компьютеров.

По мнению замгендиректора аналитической компании ITResearch Василия Мочара, рынок настольных ПК в этом году не ждет бурный рост, но и падения сбыта не будет. “Проникновение федеральной розницы в регионы может уменьшить влияние мелких локальных сборщиков и “самосбора”, – говорит он, – и у крупных игроков появляется возможность увеличить продажи. Поэтому наращивание производства амбициозными игроками выглядит логичным”.