Спор за букву U


Skoda – чешское подразделение крупнейшего в Европе автопроизводителя концерна Volkswagen. Модельный ряд состоит из Fabia, Octavia, Octavia Tour, Superb и Roomster. В 2006 г. компания реализовала 550 000 автомобилей в 90 странах мира, из них 14 835 – в России. Оборот в 2006 г. – 7,2 млрд евро, прибыль – $390 млн.

Практически во всех странах название сайта Skoda выглядит как skoda-auto, и только в России компания была вынуждена с 2004 г. работать под доменным именем skoda-avto.ru. Привычное для чешских автомобилестроителей имя с буквой u оказалось занято: в зоне Ru в 2001 г. его зарегистрировала компания “Меганет”.

“Мы два года пытались убедить “Меганет” уступить нам это доменное имя, но в итоге были вынуждены подать в суд”, – рассказывает представитель компании Skoda Тимур Алиев. По его словам, владельцы захваченного имени требовали выкуп в размере, сопоставимом со стоимостью новенькой Fabia ($13 000–22 000). В “Меганет” знают о решении суда, но отказались его комментировать, ссылаясь на то, что оно еще не окончательное. По словам Алиева, спорный сайт skoda-auto.ru его владельцы не использовали и на нем не было никакой информации. “Если бы это был сайт фанатов Skoda, то мы, возможно, не стали бы судиться с его владельцами, а попытались наладить сотрудничество”, – продолжает представитель автомобильной компании.

В Skoda еще не решили, как поступят с отсуженным доменом. Алиев не исключает, что с сайта просто сделают ссылку на уже привычный российским потребителям skoda-avto.ru. Впрочем, управляющий партнер юридической фирмы “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов предупреждает, что Skoda рано празднует победу. По существующей юридической практике компании надо доказать в суде, что захватчик доменного имени использует чужой товарный знак для торговли или рекламы товаров под чужим брендом. “Если сайт skoda-auto.ru был действительно пустой, то его владельцы выиграют если не апелляцию, то кассацию точно”, – рассуждает Добронравов.

По словам Андрея Воробьева, представителя крупнейшего российского регистратора доменных имен Ru-Center, на сегодняшний день обладатели известных брендов выиграли у киберсквоттеров в судах не более 200 исков. А рассматривается таких дел около десятка в день. Захват чужого доменного имени – довольно прибыльное дело. По данным Воробьева, регистрация стоит $20 в первый год и по $15 за каждый последующий. А продают такие доменные имена по $5000–10 000. “Это небольшие деньги для больших корпораций, и часто они соглашаются заплатить их киберсквоттерам”, – говорит Воробьев. Правда, о таких сделках компании предпочитают молчать.