Самолеты в утиль


В ближайшие 20 лет у 7000 пассажирских лайнеров истечет срок годности. Поэтому теперь Airbus и Boeing конкурируют не только в конструкторском бюро и сборочном цехе, но и на специализированных заводах, где лайнеры превращаются в груду металлолома. “Мы способны перерабатывать до 90% деталей самолетов”, – утверждает Чарльз Кофьян, управляющий операциями во французской Bartin Recycling Group, которая работает с Boeing. Отправлять на переработку больше деталей было бы слишком дорого, добавляет он, такой проект не окупился бы.

Представители Airbus сомневаются в успехах конкурента. “Вряд ли Bartin может столько утилизировать”, – говорит Оливье Малавальон, менеджер по вопросам экологии в Airbus. По его данным, на основе современных технологий утилизировать можно около 60% самолета. В Airbus надеются достичь показателя в 95% к 2015 г. До сих пор многие старые самолеты просто гниют рядом со взлетно-посадочными полосами.

В апреле 2007 г. Boeing совместно с Bartin создала Ассоциацию по утилизации самолетов (AFRA). Сейчас в нее входит 23 компании. Они утилизируют более 150 самолетов в год на фабрике в американском штате Аризона и во Франции.

Первый шаг в утилизации самолета – извлечение и продажа частей, которые потом можно использовать. По словам Кофьяна, это прибыльный бизнес. Например, части самолета A310, сданного в утиль авиакомпанией Air Kazakhstan, Bartin купила за $2,6 млн. Потом более 1500 деталей, включая двигатели, были проданы по отдельности за $4 млн. Часть элементов самолета идет на переработку, чтобы превратиться в детали автомобилей, велосипедов или жестяные банки.

Airbus всерьез занялась утилизацией самолетов несколько лет назад. Руководители компании ожидали, что Евросоюз ужесточит требования к утилизации, и не хотели быть застигнуты врасплох. Airbus сформировала группу экспертов, в которую вошли специалисты материнской компании EADS и сотрудники Suez. Она начала с того, что разобрала самолет A300, летавший 24 года в Бразилии, Японии и Саудовской Аравии. Проект назвали Pamela (Process for Advanced Management of End-of-Life of Aircraft, “процесс эффективного управления завершением службы самолета”). Специалисты группы, в частности, используют спектрометры для измерения деталей самолетов и водометы, чтобы отделять от лайнеров крылья. Используемую для этого воду инженеры Suez тоже перерабатывают. По сравнению с этим технологии Boeing рядом не стоят, утверждает Малавальон. “Boeing придется скопировать наши технологии”, – шутит он. Значит, борьба между двумя соперниками в области производства самолетов продолжится и в сфере их уничтожения. (WSJ, 1.06.2007, Александр Поливанов)