И можно без хлеба


После того как в 1992 г. Йен Мойнихан стал генеральным директором консалтинговой компании PA Consulting, он тут же запретил есть в офисе печенье. “Я наблюдал за собеседниками и заметил, что после шоколадного печенья те начинали активно жестикулировать, а их речь становилась слегка нелогичной, – рассказывает он. – Затем настроение людей падало, они уныло смотрели в окно”. Мойнихан сразу вспомнил книгу исследователя Массачусетского технологического института Джудит Вортман “Управление разумом и чувствами через пищу”: из ее содержания следовало, что углеводы затормаживают мозговую деятельность, а рафинированный сахар повышает уровень тревожности. “Примерно полчаса вы блещете идеями, а потом впадаете в ступор”, – объясняет Мойнихан. Сегодня PA Consulting тратит на фрукты около 30 000 евро в год, в то время как печенье обошлось бы компании в 23 000 евро. Зато производительность труда от этого только возрастает, убеждает Мойнихан: “Сегодня наши встречи и заседания проходят куда более плодотворно”.

Чем кормят

Такая практика характерна не только для западных компаний, постепенно она прорастает и на российской почве. Людмила Швецова, руководитель отдела по работе с персоналом компании “Яндекс”, занимавшая годом ранее позицию HR-генералиста в российском представительстве корпорации APC, рассказывает, что в ирландском офисе компании питание сотрудников было организовано по типу “шведского стола” и все предлагаемые блюда помечались там специальными знаками. “В описании блюд говорилось если не о количестве калорий, то о противопоказаниях для людей с теми или иными заболеваниями, благодаря чему сотрудник, следящий, к примеру, за уровнем холестерина в крови, мог скомпоновать себе здоровый обед”, – рассказывает она. Диетическое питание, уточняет Швецова, было придумано, кстати, не для дополнительной мотивации персонала: “В этом компания скорее следовала нормам европейского трудового законодательства и его принципы старалась переносить на все европейские офисы”.

Рекомендации подобного рода действительно помогают многим людям вести здоровый образ жизни, но не более того, полагает Сюзан Джебб, сотрудник Британского медицинского исследовательского центра в Кембридже. По ее мнению, ни одно из более углубленных исследований в области питания не дало сколько-нибудь значимых результатов. “Проводить их очень трудно, а выводы слишком расплывчаты”, – говорит она. Сегодня ученые более или менее уверенно могут утверждать, что на здоровье положительно влияет диета с низким содержанием соли и насыщенных жиров, богатая фруктами и овощами. Однако не стоит забывать и про углеводы – они источник энергии. “А дальше начинаются сплошные домыслы. Влияние пищи на настроение, поведение и работоспособность не доказано”, – категорична Джебб.

В учебном центре компании “Эфко” (российский производитель подсолнечного масла), находящемся в городе Алексеевка Белгородской области, никому никаких доказательств не требуется. И специального меню для приезжающих из столицы сотрудников там не предлагают. Зато в так называемом холодильнике для перекуса всегда можно задаром поживиться свежими фруктами и овощами: их компания закупает с соседских огородов.

“Кроме салатов, супов, горячих блюд, у нас в ресторане всегда есть фрукты, свежая выпечка, диетические и молочные продукты, живой квас, разливное пиво”, – перечисляет Юлия Завилейская, директор маркетинговых коммуникаций компании DataArt. По ее мнению, запрещать людям есть что бы то ни было – “практика странная и опасная”.

Кто платит

Как показывает практика, обеды в собственных столовых – наиболее удобная для компании схема. Так, в санкт-петербургском офисе американской IT-компании DataArt работает ресторан DataArt HUB общей площадью 250 кв. м. “Прежде чем его открыть, мы проводили конкурсы поваров, всевозможные тестирования, дегустации, внимательно продумывали меню”, – вспоминает Юлия Завилейская. Средняя стоимость обеда здесь – 80–120 руб., но вместо компенсации этих расходов компания предложила сотрудникам более оригинальную схему: она разработала систему электронных безналичных платежей через web-интерфейс, которой можно оплачивать стоимость еды и переводить друг другу деньги. “Если человек вносит аванс на счет DataArt HUB, он автоматически получает скидку на обед в размере от 15% до 20%”, – поясняет Завилейская. “Мы решили не делать еду бесплатной, так как в этом случае руководство в ультимативной форме принуждает сотрудников питаться в строго определенном месте”, – объясняет она. Зато DataArt полностью оплачивает чай (его здесь около 30 видов), кофе и вечерние бутерброды. В год на все это уходит порядка $50 000. “Наш рабочий день сдвинут к вечеру, и возможность перекусить между обедом в офисе и ужином дома очень востребована”, – говорит Завилейская.

Как показало исследование “Анкора”, работодатели решительно отказываются от дотаций на питание менеджеров высшего и среднего звена. Если в 2005 г. полностью оплачивали обеды своих руководителей 5% российских компаний, то в 2006 г. их число стремится к нулю.

“Для руководителей офисные обеды не входят даже в пятерку желаемых составляющих соцпакета, – говорит Юлия Капитанчук, партнер консалтинг-центра “Шаг”. – Даже оплата мобильной связи оказывается значимее бесплатного питания”.

Но на практике случается и по-другому. В компании “Эфко”, где стоимость обедов компенсируется по предоставленным чекам, бесплатно питаются как раз топ-менеджеры, директора торговых домов и начальники департаментов. “Рядовые сотрудники обеды оплачивают сами, но расходы эти невелики – от 50 до 70 руб. в день”, – рассказывает Николай Конюхов, директор по персоналу холдинга. “Составляющие мотивации в зависимости от места жительства разные, – рассуждает он. – Для рабочего, у которого уровень зарплаты не слишком высок, более значима не компенсация, а прибавка к зарплате”.