Рекрутеры идут


Открытый в 2007 г. филиал Kelly Services в Калуге станет 20-м по счету региональным представительством компании, рассказывает Наталья Долженкова, коммерческий директора департамента “Региональная Россия” Kelly Services. “В следующем году там надо будет принять на работу не меньше тысячи человек”, – говорит она, поясняя, что в регионе планируется открытие многих промышленных предприятий, среди которых Volvo и Volkswagen – клиенты Kelly.

В 2006 г. объем рынка рекрутмента (суммарная выручка всех кадровых компаний) в России составил $300 млн, из которых рынок Москвы – $180 млн (по данным агентства “Контакт”). По оценкам TopContact, в 2007 г. на российском кадровом рынке сложится уникальная ситуация, когда объем московского кадрового рынка сравняется с объемом региональным. Ежегодный темп роста столичного рынка упадет примерно на 2% (с 30%), а регионального – на 10% (с 50%) вырастет. При этом общий объем рынка вырастет более чем на треть и составит $500 млн. По прогнозам Анатолия Купчина, гендиректора “Контакта”, общий рост российского рынка сохранится на уровне 30% и достигнет $400 млн, причем 2/3 придется на Москву. “Не менее половины региональных сделок кадрового рынка пока совершается в столице”, – замечает он.

В Москве на 1.06.2007 зарегистрировано около 800 компаний, оказывающих услуги по подбору кадров, из которых 50% заявляли о том, что работают с регионами (по данным Ассоциации консультантов по подбору персонала – АКПП). По данным компании “Анкор”, на 1.06.2007 реально в столице работало 217 стабильных компаний (существующих на рынке не менее двух лет, со штатным персоналом не менее 20 человек и объемом закрываемых позиций не менее 0,5% от общего числа вакансий хотя бы в одном из секторов экономики), менее 5% столичных кадровых компаний имели сеть филиалов в регионах.

Представители семи крупных московских рекрутинговых компаний сообщили “Ведомостям”, что к концу 2008 г. намерены расширить сети филиалов, которые охватят все регионы страны. Самые серьезные аппетиты у “Анкора” – в его планах довести число российских филиалов до 40. Kelly Services доведет это число до 30, бронза достанется Manpower (до 20). Другие крупные игроки рынка не хотят отставать. Antal International за два предыдущих года обзавелась офисами в Екатеринбурге и Питере и, по словам управляющего партнера Тремейна Элсона, сейчас приценивается к Самаре, Новосибирску, Южно-Сахалинску и Ростову-на-Дону. Компания Advant Hawk, не имея официальных представительств в регионах, в ближайшие пару лет планирует с нуля открыть филиалы сразу в 11 городах.

За кем идут

Это вообще основная тактика Kelly: в 2004 г. компания пошла в Пермь за Nestle, а в Липецк – за Indesit, рассказала Долженкова, а в нынешнем году пошла за клиентами в Уфу, Владивосток, Красноярск и Казань.

Для решения об открытии филиала необходимо три главных условия, подчеркивает Долженкова: 1) интерес клиентов к сотрудничеству с Kelly в данном регионе, 2) инвестиционная привлекательность региона (города) и уровень ВРП (валового регионального продукта на душу населения), 3) демографическая ситуация и ситуация на рынке труда.

“Мы пересмотрели тактику и стали “играть на опережение” клиентов, – говорит Сергей Саликов, заместитель генерального директора по вопросам развития компании “Анкор”. – Оценив потенциал регионального рынка, компания вступает в конкуренцию с местными игроками, не дожидаясь “своих”. По его словам, для выхода на новые рынки холдинг использует две стратегии: органического роста (начало бизнеса с нуля) и поглощения ведущих региональных компаний (приобретение готового бизнеса). “Первая не требует первоначальных инвестиций и чаще всего используется на растущих рынках, когда есть возможность стать лидером, – объясняет Саликов. – На зрелых рынках, которые уже поделены, долю надо приобретать”. Месяц назад “Анкор” приобрел компанию “Кадры” в Новокузнецке (цену сделки не называет), через неделю официально откроет филиал в Саратове (25-й по счету в России).

Почему идут

“Бурный рост кадрового рынка за пределами столиц связан с оживлением региональной экономики”, – считает Владимир Тихомиров, главный экономист “Уралсиба”. Ссылаясь на исследования Росстата, он отмечает, что по росту ВРП на душу населения в период 2000–2004 гг. лидировал Уральский административный округ (276%), за ним следовал Северо-Западный (242%), Сибирский (238%) и Южный (223%), в то время как в Центральном административном округе рост составлял 221%. По данным аналитиков “Уралсиба”, наивысший индекс инвестиционной привлекательности оказался у Северо-Западного региона, ниже – у Поволжья, еще ниже – у Дальнего Востока и Сибири.

По мнению Тихомирова, немалую роль для роста финансово-банковской сферы, ритейла, FMCG и строительства сыграло сделанное в 2005 г. заявление вице-премьера Александра Жукова о 50%-ном повышении до 2008 г. зарплат и пенсий бюджетникам: “Крупные столичные торговые сети и банки восприняли это как сигнал к экспансии в регионы”. По данным “Уралсиба”, при сокращении (2004–2006 гг.) числа банков на 6% количество филиалов финансовых организаций за тот же период в Сибири увеличилось на 8%, в Поволжье – на 6%, а в Северо-Западном регионе – на 11%. Кстати, именно в финансовой сфере рекрутеры отмечают наибольший дефицит кадров – в Архангельске число вакансий превышает число резюме в 6 раз, в Мурманске – в 4,8, в Калининграде – в 2,7, а в Нижнем Новгороде – в 3,8 раза. “В регионах соотношение вакансий к резюме сегодня в среднем составляет 5,91”, – констатирует Александр Казаков, замгендиректора компании Exclusive Personnel, которая в эти дни завершает исследование региональных интернет-ресурсов по поиску работы.

“Для рынка России рекрутмент является своеобразным макроэкономическим барометром, который сегодня показывает подъем экономики в регионах”, – считает Купчин из “Контакта”. По оценке “Контакта”, рост регионального кадрового рынка выше роста московского в среднем в полтора раза. “Мне трудно судить о рынке в целом, но рост доходов “Анкор Холдинга” в I квартале 2007 г. по отношению к I кварталу 2006 г. в Москве составил 40%, а в регионах в среднем вырос на 67%”, – констатирует Саликов из “Анкора”.

Почем берут

“Цена выхода на региональный рынок сегодня невелика – порядка $30 000–50 000”, – подсчитывает Саликов. Объем инвестиций “Анкора” в развитие собственной российской региональной сети в 2007 г. составит порядка $400 000 (в 2006 г. оборот компании составил $80 млн).

Долженкова из Kelly среднюю сумму затрат на открытие офиса не раскрывает, но утверждает, что затраты окупаются через 8–12 месяцев. В первый год существования филиала 70% доходов Kelly обычно получает от старых клиентов, 30% – за подбор кадров для местного бизнеса, на следующий – доля местных в доходах возрастает до 50%, рассказывает Долженкова.

Чтобы не рисковать, по словам директора по развитию Advant Hawk Дениса Сидорова, их регионалы будут работать исключительно с филиалами московских клиентов (FMCG, ритейл, финансы, промышленность и фармацевтика). “Местный бизнес еще не готов платить те же деньги, что и московские”, – объясняет Сидоров.

“Региональный офис с нуля обходится сетевикам дешевле, чем покупка компании на местном рынке,– утверждает Артур Шамилов, партнер компании TopContact. – Если локальная компания где-нибудь в Нижнем Новгороде (с офисом, персоналом и базой клиентов) может обойтись в $250 000–500 000, то офис с нуля обойдется не дороже $100 000”.

“Открывать официальный филиал в регионах все-таки дорого”, – возражает Ольга Третьякова, PR-менеджер кадрового центра “Виват Персонал”. По ее мнению, покупка регионального провайдера для входа на местный рынок обходится дешевле, а еще дешевле – продажа франшизы. “Однако франчайзи не всегда удобно контролировать – в случае его плохой работы можно испортить репутацию”, – говорит она. “Виват Персонал” предпочел до 2006 г. обзавестись во всех городах-миллионниках России так называемыми home-office (представительства, состоящие из одного человека, которые работают из дома). Они принесли компании порядка 40% выручки. Но, по словам Третьяковой, до конца года “Виват” все же откроет порядка 10 настоящих филиалов.

С кем играют

По словам Долженковой и Саликова, Поволжье для кадровиков сегодня прибыльный рынок, но и весьма конкурентная среда. В одной только Самаре около 60 кадровых компаний. “С приходом федеральных игроков доля местных компаний на рынке снизилась до 35–40%”, – говорит гендиректор самарского консалтингового центра “Интеллект” Юрий Грачев. По его словам, Kelly, “Анкор” и местный “Сенат” заняли порядка 45% рынка, выполняя заказы крупных компаний, в числе которых филиалы X5, IKEA и Alcoa.

В Нижегородской области также работает около 60 рекрутинговых компаний, рассказывает директор нижегородского представительства компании Tom Hunt Владимир Якуба, среди которых восемь филиалов всероссийских кадровых сетей: “Анкор” (Москва), Kelly Services, Tom Hunt (Москва), “Сенат” (Самара), Human Power Strategic (Санкт-Петербург), “Авеню-Альянс” (Москва), “Метрополис” (Москва) и нижегородская компания “Мегаполис”, имеющая филиалы в Москве, Казани и Самаре.

По данным нижегородского кадрового агентства “Шанс”, расценки местных рекрутинговых компаний за подбор кандидата варьируются от 5% до 20% от его годового оклада. “В последнее время наблюдается тенденция выравнивания цен на услуги федеральных и региональных кадровых компаний”, – отмечает Светлана Рязанова, гендиректор “Шанса”.

Грачев утверждает, что цены сетевиков выше среднего (порядка 22–25% от годового оклада кандидата), в то время как местные операторы предлагают услуги по поиску персонала за 15–20%. “Первоначально москвичи заходили с ценами в 30–35%, но затем умерили аппетиты”, – поясняет он. Долженкова возражает: “Цены в регионах у нас не сильно отличаются от столичных. При этом сетевые компании не только более профессиональные, но и более гибкие. К примеру, зная о дефиците производственных кадров в Калуге, мы обратимся за помощью, к примеру, в Обнинск – главную кузницу инженерных кадров еще со времен СССР”.

“Стоимость услуг сетевых компаний составляет 20–25%, а по некоторым проектам, которые требуют технологий Executive Search, может достигать и 30%”, – говорит Анна Майорова, замгендиректора агентства “Мегаполис”.

Хедхантеры на старте

В регионы пока не идут хедхантеры, которые подбирают топ-менеджеров с ежегодным окладом не ниже $150 000. “За пределами Москвы и Питера такого уровня менеджеров не много, для подобных сделок еще рано открывать офисы в регионах – для этого вполне сгодятся столичные”, – рассуждает Игорь Шехтерман, партнер хедхантинговой компании “Росэксперт”. “В наш московский офис в этом году поступил заказ подыскать в Британии гендиректора для крупной компании в Перми”, – приводит пример Татьяна Кузнецова, PR-менеджер хедхантинговой компании Transearch.

Единственной хедхантинговой компанией, сделавшей ставку на регионы, пока стала WordHowell (WH). По словам Павла Плаксина, партнера и директора по региональному развитию компании, WH до конца этого года обзаведется двумя филиалами – в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону: “Мы не прогадали, поскольку в Екатеринбурге уже получили крупные заказы на подбор топ-менеджеров от крупного банка, а также компаний сферы ритейла и энергетики”. По его расчетам, за три года доля региональных проектов в обороте компании с нынешних 15% вырастет до 30%.

В работе над текстом принимали участие Юлия Ветчинкина (Самара), Сергей Дружинин (Нижний Новгород), Алина Хлебникова (Санкт-Петербург).