Управлять конкурентом


В прошлую пятницу Росимущество подписало договор с “Транснефтью” и передало ей в доверительное управление 24% акций ЗАО “КТК-Р” и “КТК-К”, рассказал “Ведомостям” чиновник Росимущества. Подтверждает его слова и вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Но условия договора ни один из собеседников “Ведомостей” не раскрывает.

Пока КТК – конкурент самой “Транснефти”, но в будущем нефть КТК будет необходима для заполнения трубы Бургас – Александруполис. Оператором этого проекта с российской стороны будут “Газпром нефть”, “Роснефть” и “Транснефть” (у нее будет 33,34%).

Официальных комментариев Росимущества получить не удалось.

Источник в “Транснефти” и чиновник профильного ведомства знают, что никакого вознаграждения компания не получит. Это “общественное поручение” для монополии, объясняет сотрудник компании: все дивиденды КТК, когда они появятся, “Транснефть” будет перечислять в бюджет. Зато “Транснефти” удалось добиться максимальной самостоятельности в принятии решений по КТК, радуется собеседник “Ведомостей”.

Еще в мае существовало несколько проектов договора на управление акциями консорциума, в том числе такие, что предполагали согласование с Росимуществом любых инициатив по КТК. Теперь этого нет, хотя любые решения все равно будут приниматься с оглядкой на чиновников, признает источник.

Передать “Транснефти” управление российским госпакетом в КТК – идея Минпромэнерго, которую в апреле поддержал указом президент Владимир Путин. Министерство полагало, что “Транснефть” будет отстаивать интересы государства эффективнее чиновников: слишком непростые у России отношения с частными собственниками КТК.

В 1996 г. учредители консорциума подписали договор о расширении трубы до 67 млн т в год. Но Россия блокирует это решение, требуя снизить ставки по кредитам КТК с 14% до 10,5% и увеличить тарифы на прокачку нефти с $29 до $38 за 1 т. Высокие проценты по кредитам, взятым у частных акционеров КТК, приводят к убыткам и к тому, что консорциум фактически не платит налогов, неоднократно заявляли чиновники Минпромэнерго.

“Транснефть” может найти компромисс с частными акционерами КТК только потому, что в отличие от чиновников умеет договариваться, отмечает аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов. Правда, для этого сама “Транснефть” должна быть заинтересована в развитии КТК.

В начале июня президент “Транснефти” Семен Вайншток заявил, что провел предварительные переговоры о развитии проекта с крупнейшими совладельцами КТК.