Россия – США: От политики к экономике


Мы призываем президента Буша и президента России Владимира Путина, встречающихся в воскресенье в Кеннебанкпорте, признать стратегическую важность деловых и экономических связей. Тем временем мы будем работать над установлением регулярного формального диалога между представителями частного бизнеса, имеющими успешный опыт в развитии коммерческих связей между нашими странами, и планируем провести первое заседание в Нью-Йорке 9 июля. Разделяют наши идеи и примут участие в этой встрече главы таких компаний, как Alcoa, Chevron, Citi, ConocoPhillips, CV Starr, Dow Chemical Company, Ernst & Young, International Paper и Procter & Gamble; с российской стороны – ВТБ, “Базовый элемент”, “Интеррос”, “Лукойл”, РАО ЕЭС, “Роснефть”, группа компаний “Ренова”, “Северсталь” и АФК “Система”.

Совсем недавно мы вместе с более чем 2000 делегатов из 50 стран участвовали в российском экономическом форуме в Санкт-Петербурге, где достижения растущей экономики России были продемонстрированы всему миру. Руководители российских и международных компаний, представители правительств и сотрудники международных торговых организаций общались между собой в духе оптимизма и сотрудничества.

Но прекрасное взаимопонимание в экономических и деловых отношениях между Западом и Россией резко контрастирует с дисгармонией нынешней политической дискуссии. Как правило, такое состояние отношений (в экономике одним образом, в политике другим) не бывает устойчивым – оно непременно скорректируется в ту или иную сторону.

Мы, представители делового сообщества, хорошо понимаем, что у разногласий между Россией и другими членами международного сообщества есть серьезные основания. Мы предполагаем, что контраст между восприятием инвесторов и политиков вызван тремя фундаментальными недоразумениями. Компании и инвесторы должны признать их существование и договориться о мерах по достижению взаимопонимания. Наш общий интерес состоит в повышении качества управления и укреплении институтов ради создания для бизнеса равных условий конкуренции. Неспособность объединить эти дискуссии станет угрозой движению капитала, товаров и сырья и может в конечном итоге нанести ущерб глобальному росту.

Первое недоразумение вызвано противоположными взглядами на Россию в 1990-е и 2000-е гг. Для США российские 90-е – это период огромных перемен и мощного скачка вперед; для россиян нынешняя стабильность и экономический успех резко контрастируют с экономическим хаосом 90-х.

Второе недоразумение связано с тем, что потребители в мире не имеют представления об истинных размерах и темпах роста российской экономики, поскольку на этом рынке доминируют взаимодействие “бизнес – бизнес” и такие практически невидимые для рядового потребителя товары, как энергоносители и металлы. Несмотря на то что по размеру ВВП российская экономика находится на девятом месте в мире, превосходя итальянскую, пока Россия и США не являются крупными торговыми партнерами.

Третье недоразумение основано на странной особенности: среди всех крупных развивающихся рынков только Россия воспринимается по преимуществу в политических тонах, а не в экономических. Однако западный бизнес видит в России прежде всего огромные возможности, несмотря на то что западные политики и подчеркивают отход России от западных ценностей.

Поэтому мы призываем открыть новый диалог, уделяя гораздо больше внимания построению связей посредством экономических и торговых возможностей. Такая дискуссия между США и Россией отражала бы рост экономического значения России и растущую интеграцию в глобальную финансовую архитектуру. Будучи ведущим поставщиком энергоносителей с населением более чем в 140 миллионов человек, она представляет собой важный рынок для американских товаров и услуг. В России работает более 800 американских компаний, и диалог, к которому мы призываем, способствовал бы созданию среды, которая стимулировала бы экономическую активность обеих сторон.

Существуют свежие прецеденты в реализации такого подхода. Один из примеров – это придание Индии статуса стратегического партнера США, а также подписание коммерческих и торговых соглашений с Бразилией по итогам визита в эту страну президента США Джорджа Буша. Министр финансов США Хэнк Полсон провел конструктивные дискуссии с Китаем, базируясь на взаимных экономических интересах, – примерно таким же образом предлагаем действовать и мы.

Мы надеемся на то, что наш диалог станет поддержкой для более широких политических усилий, направленных на улучшение отношений и в конце концов на достижение более безопасного и благополучного будущего для наших граждан. (FT, 27.06.2007)