Риски кормят рынок


Со временем баланс между рисками и эффективностью инвестиций может меняться. В начале этого десятилетия многие зарубежные компании устремились в Россию. Однако на фоне роста цен на сырье сильно выросла и стоимость российских активов. В то же время значительно возросли явные риски, связанные с инвестированием в Россию. “Риски, с которыми зарубежные компании сталкиваются в России, меняются, – говорит Ричард Феннинг, генеральный директор Control Risks. – Раньше это были риски, связанные с безопасностью, теперь – с политикой”.

По мере того как меняется этот баланс, компании стали обращать свой взгляд на такие страны, как Ливия или Вьетнам, где отдача от вложений может достигать солидных размеров, а риски, хоть и высоки, но вполне управляемы. По словам Феннинга, международные корпорации обеспокоены главным образом “высокими ценами на нефть, сырьевые товары, возможностями, которые глобализация открывает перед компаниями на рынках Китая и Индии, и ростом конкуренции”.

Компании сталкиваются с рисками не только когда выходят на просторы мирового рынка. Иногда опасность подстерегает их дома. Беверли Роудс, руководитель службы безопасности в консалтинговом агентстве Capita Symonds, рассказывает, что более 50 компаний (в основном средних и мелких предприятий) не пережили последствий лондонских терактов 7 июля 2005 г., хотя взрывы на трех станциях метро и в автобусе не причинили лондонской инфраструктуре и рынку особого вреда.

Все эти вопросы, равно как и другие – от войны в Ираке до возросшей активности фондов прямых инвестиций, – способствуют процветанию рынка услуг по обеспечению корпоративной безопасности. Он расширяется и благодаря возросшим рискам судебного преследования, прежде всего в США, где законы, в частности закон Сарбейнса – Оксли, дают возможность инвесторам и клиентам преследовать не только местные, но и зарубежные компании, которые работают в США либо акции которых торгуются на американских биржах. Чтобы повысить свою безопасность, компании нанимают такие фирмы, как Kroll, Control Risks, The Risk Advisory Group, которые также занимаются управлением рисками и финансовыми расследованиями.

Однако сам рынок корпоративной безопасности куда шире. Некоторые компании, в том числе промышленный конгломерат General Electric, тоже создают крупный бизнес, разрабатывая технические методы минимизации рисков. Кто-то оказывает услуги по борьбе с хакерами и другими рисками, связанными с развитием технологий. Эта область обрела особое значение после того, как в мае хакеры провели скоординированную атаку на правительственные и финансовые сайты Эстонии.

Однако, прибегая к услугам специализированных агентств, компании могут не уменьшить, а увеличить свои риски. В 2006 г. в Калифорнии было начато уголовное расследование в отношении Hewlett-Packard. Нанятые ею следователи выдавали себя за членов совета директоров, чтобы получить доступ к данным об их телефонных переговорах и таким образом выявить тех, кто передавал информацию о заседаниях совета журналистам.

Компании также начинают беспокоиться о том, не слишком ли их деятельность зависит от бума на финансовых рынках, ставшего следствием избыточной ликвидности в мировой финансовой системе. Корпоративные следователи и специалисты по управлению рисками переживают золотой век, прокладывая для компаний коридоры на минных полях развивающихся рынков и помогая им не попасть там в сети сложных таможенных правил, сориентироваться в хитроумной практике правоприменения и найти оптимальный способ сотрудничества с проблемными партнерами. Компании, занимающиеся оценкой рисков, сколотили миллионы, проводя due diligence для фондов прямых инвестиций при поглощении ими других компаний и для компаний из развивающихся стран, включая Россию, при проведении ими первичных размещений своих акций.

При этом зачастую, по мнению участников рынка, они сталкиваются с недостаточно высоким качеством анализа и due diligence, мало что добавляющим к уже известным фактам. Результаты due diligence порой появляются на самых последних этапах подготовки к IPO, так что раскачивать лодку уже не входит ни в чьи интересы. (FT, 28.06.2007, Екатерина Кудашкина)