Граница – на Минтрансе


Управлением таможенной инфраструктуры займется госучреждение в подчинении Минтранса, сказал “Ведомостям” чиновник правительства, этому ведомству передадут таможенные посты, которыми управляет “Ростэк”.

У Минтранса есть поручение правительства создать орган по обустройству и содержанию пунктов пропуска, подтвердил чиновник министерства, содержанием таможенных пунктов займется либо департамент, созданный на базе Минтранса, либо госучреждение.

“За все международные перевозки отвечает Минтранс, логично, если он будет обеспечивать для них соответствующие условия”, – продолжает чиновник. С ним согласна директор департамента внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина. А госучреждение от ФГУПа отличается тем, что не является коммерческой организацией и будет заниматься обустройством границы, а не сборами с компаний, рассчитывает она.

Таможенные пропускные пункты давно требуют модернизации, говорит представитель ФТС, и должен быть единый госзаказчик: сейчас – ведомственное раздвоение, часть работы делает Минтранс, а часть – таможня. Связаться с “Ростэком” вчера не удалось, но в интервью “Ведомостям” его гендиректор Александр Повстяный заявил, что логично было бы создать агентство на основе инфраструктуры “Ростэка”. С ним согласен и сотрудник ФТС.

Год назад вице-премьер Александр Жуков заявил, что обустройством пропускных пунктов продолжит заниматься “Ростэк”, на базе которого будет создано специальное федеральное агентство, переведенное в подчинение непосредственно правительству. Он возьмет на себя работу по обустройству не только автомобильных, но и железнодорожных, авиационных и морских пунктов пропуска, говорил замминистра транспорта Александр Мишарин.

ФГУП “Ростэк” попало в немилость властей вместе с предыдущим руководством таможенной службы после слов президента, что бизнес и таможня “слились в экономическом экстазе”, руководитель ФТС был отправлен в отставку, а “Ростэк” теперь лишают полномочий, вспоминает эксперт Института экономики переходного периода Сергей Приходько, а отчуждение у “Ростэка” складов и пунктов пропуска низведет его до положения рядового брокера.

С “Ростэком” выгодно работать: стоимость хранения на его складах в Подмосковье примерно в два раза ниже, чем у конкурентов, говорит менеджер по таможенному оформлению компании-импортера, если у “Ростэка” отнимут склады, то цены могут вырасти до уровня конкурентов и надо будет думать о том, чтобы сменить брокера.

Компании, импортирующие электронику, в основном пользуются услугами других брокеров, говорит представитель Ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов: “Так что на импорте электроники это не скажется”. Главное, чтобы вместе с появлением нового госоператора складов не появилось избыточное регулирование импорта, замечает Гуськов. После реформы схема работы и цены вряд ли поменяются: просто вместо “Ростэка” будет другой государственный владелец, говорит представитель компании – импортера потребительских товаров.