“Главное – не обделаться”


Первый тур голосования Международный олимпийский комитет (МОК) назначил на три часа дня. Хотя президент Владимир Путин уже покинул Гватемалу, российская делегация вела себя организованно: в зал заходили гуськом, настороженно склонив головы.

В первом туре победитель определяется только при том условии, если один из участников набирает более 50% голосов. В противном случае президент МОК объявляет город, набравший наименьшее количество голосов. Так и произошло. Проигравшим стал Зальцбург: он получил 25 голосов. Россия отставала от Пхенчхана на два голоса: 34 против 36.

Участники российской команды признавали, что спасти Сочи могут только голоса сторонников Зальцбурга. “Они должны нам помочь как Европа Европе!” – волновалась олимпийская чемпионка Светлана Журова.

Во втором туре начались проблемы с электронной системой голосования. Председатель МОК Жак Рогге объявил, что в системе произошел сбой, и предложил членам комитета голосовать вручную. Объявление результатов было назначено на 17.00 по местному времени. После демонстрации рекламных роликов городов-кандидатов Рогге осторожно принялся вскрывать конверт с названием города-победителя.

Российская команда съежилась, и все, схватив друг друга за руки, следили за движением пальцев президента МОК.

Сочи опередил Пхенчхан на четыре голоса: 51 против 47. Из 27 членов МОК, ранее отдавших голоса Зальцбургу, 17 проголосовали за Россию.

Корейская делегация, представленная преимущественно седеющими мужчинами, рыдала, прикрывая лица руками. Ликующие россияне перемешались в улыбках и объятиях. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев закутался в российский флаг и качался, прикрыв глаза; Вячеслав Фетисов подхватил почти потерявшего сознание Александра Жукова и стал что есть силы трясти его. “Мы просто счастливы, счастливы... Это всемирное признание новой России... Мы можем сделать все, что захотим...” – выкрикивал Жуков. “А я вот даже не могу вспомнить, что почувствовал, – признался управделами президента Владимир Кожин. – Когда объявили результат, на меня кто-то упал”.

Жукова взбодрил телефонный звонок: Путин звонил ему с поздравлениями и поручением поздравить всех остальных, в первую очередь Рогге.

Греф покидал зал голосования медленно, обнимая встречавшихся на его пути чиновников, спортсменов и журналистов. Он пообещал, что за победу пить не будет, а будет танцевать. “Мы же спортсмены!” – воскликнул министр, страстно затягиваясь сигаретой. “Знаете, мне вот только сейчас хорошо стало, – откровенничал он. – А ведь три дня до этого все раздражало”. Корреспондент “Ведомостей” поинтересовалась у министра, не придется ли ему теперь остаться на своем посту до 2014 г. “Вы кончайте это! Такие вопросы-то задавать”, – Греф мгновенно стал серьезным. Жуков на аналогичный вопрос махнул рукой и, ускорив шаг, заметил: “Я лучше пойду, ладно?”

Присутствующими овладело беспокойство. “Ой, господи! – воскликнул Греф. – Выиграть – полдела, а ведь проект-то очень сложный”. “Теперь главное – не обделаться!” – подбадривал коллег президент “Интерроса” Владимир Потанин.

Игорь Левитин пританцовывал и похлопывал по плечу проходящих мимо. Накануне Путин пообещал провести Олимпиаду в Сочи без пробок. “Без пробок – значит без пробок. Президент же сказал”, – уговаривал себя министр.

Абсолютное спокойствие сохранял только Кожин, его не смущали вопросы о масштабе, стоимости и сроках строительства олимпийских объектов. “Построим... Сделаем... Обеспечим... Успеем”, – стремительно отсекал он журналистов. “Ну что, хлопцы, пошли отсюда!” – не выдержав, скомандовал он коллегам. Греф, Жуков и Фетисов направились к выходу.

К вечеру спортсмены и чиновники собрались в Русском доме. Гремел салют, кубанские казаки исполняли Happy New Year, а потом перешли на репертуар Джо Кокера и Фрэнка Синатры.

Гимн России пели с советскими словами. “Я смотрю на все это и думаю: а ведь кому-то в 2014 г. придется за все это ответить”, – прошептал высокопоставленный российский чиновник. “Кому же?” – поинтересовалась корреспондент “Ведомостей”. Чиновник жестом показал на небо. Путин в это время подлетал к Москве.