Награды найдут своих


О том, что будет новая премия в области современного искусства, директор по корпоративному развитию Фонда Соломона Гуггенхайма Николас Ильин объявил этой весной со сцены, где ему вручали премию “Инновация” в номинации “За поддержку современного искусства в России”. Роль Ника Ильина в отечественном искусстве – одна из главных, хотя и неофициальных. Во всяком случае, в результате опроса журналистов и арт-критиков, проведенного журналом “Арт Хроника”, именно он был назван в прошлом году самым влиятельным человеком в отечественном искусстве. Так как Ильин – известный умелец сводить деньги с искусством, все поняли, что он новую премию и придумал. Наконец о ней заявили официально, распространив пресс-релиз буквально накануне даты начала сбора заявок соискателей.

“Премия Кандинского” объявлена как ежегодная, присуждаемая только гражданам РФ, имеющая призовой фонд в 55 000 евро. Их них 40 000 евро получит лауреат в номинации “Лучший художник”, будет отмечен также лучший медиаарт-проект года, вручен приз зрительских симпатий, и лучший молодой художник получит возможность три месяца провести во Флоренции.

Призовой фонд новой премии почти вдвое больше главной премии в области современного искусства “Инновация”, учрежденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства. В “Инновации” номинаций больше, а самая дорогая (250 000 руб.) дается не художнику, а лучшему произведению. Есть еще одна премия в области современного искусства – “Черный квадрат”. Ее организатор – компания “Экспо-парк. Выставочные проекты”, которая и ищет для премии спонсора. В этом году “Черный квадрат” и 5000 евро получили питерские художницы Глюкля и Цапля.

Так что “Премия Кандинского” будет буквально самой дорогой для художников. Бюджет ее значительно больше призового фонда, так как устроители предполагают до объявления лауреатов провести выставки номинантов, отобранных в шорт-лист, в Москве и Петербурге, а после вручения – за границей. Как сообщил “Ведомостям” главный редактор “Арт Хроники” Николай Молок, Deutsche Bank – не основной спонсор премии, деньги на нее пойдут и из фонда журнала, издатель которого Шалва Бреус в качестве члена попечительского совета премии выступает как частное лицо, а не председатель совета директоров ОАО “Волга”.

У новой премии солидный состав международного жюри, но это нельзя считать гарантией объективного судейства. Иногда именитые члены слишком полагаются на мнение оргкомитета выставки, у которого есть свои стратегические предпочтения в выборе лауреата. В нынешней ситуации роста цен на российское искусство и выстраивания иерархии художников на арт-рынке премия не столько способ поощрения, но еще и мощный инструмент влияния. А успех художника зависит не столько от качества его работ, а от того, кто именно его работы уже купил и поэтому заинтересован в росте цен на “своих”.

Хотя, конечно, абсолютно объективных наград не бывает. Такой задумывалась еще одна из существующих премий в области современного искусства – “Соратник”, которую только что вручили 10 художникам. Денежное ее выражение шуточное – $101 в стеклянной банке, но это, между прочим, больше знаменитой Гонкуровской премии в 10 евро. Художник Антон Литвин учредил “Соратника” для гамбургского счета, чтобы художники честно оценивали художников. После публикации результатов голосования оказалось, что многие художники отмечали себя, причем некоторые из списка получили только свой голос.