Кто купит “Томскнефть”


Ровно две недели назад, 25 июня, “Роснефть” провела две параллельные сделки на 87,58 млрд руб., или $3,4 млрд каждая, о чем отчиталась перед инвесторами в меморандуме к готовящемуся выпуску еврооблигаций. В тот день, согласно документу, “Роснефть” купила за $3,4 млрд часть московских активов ЮКОСа, за которые в мае почти три часа боролась на торгах с неизвестным ООО “Прана” (подробнее см. врез). Деньги и активы были переоформлены за один день. Тогда же и на ту же сумму “внучка” “Роснефти”– ООО “Нефть-Актив” продало Внешэкономбанку половину другого купленного у ЮКОСа актива – 50% “Томскнефти”.

В целом преимущественное право выкупа гарантирует, что “Томскнефть” без согласия “Роснефти” не достанется иностранным нефтяникам, например китайским, уточняет источник, близкий к одной из сторон соглашения. А среди российских компаний самый подходящий претендент – “Газпром нефть”, уверен начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. Такой актив очень пригодился бы компании для реализации плана по наращиванию добычи с сегодняшних 33 млн т нефти до 80 млн т к 2020 г. Кроме того, нефть с томских месторождений можно перерабатывать на принадлежащем “Газпром нефти” Омском НПЗ и “Томскнефтехиме” другой “дочки” “Газпрома” – “Сибура”, рассуждает Шеин.

Долго держать у себя “Томскнефть” ВЭБ не намерен – это не вписывается в стратегию банка, говорит источник, близкий к наблюдательному совету ВЭБа. Кроме того, покупка поставила банк в сложное финансовое положение и он планирует перепродать актив как можно скорее, добавляет собеседник “Ведомостей”. “Роснефть” и не ждала, что ВЭБ будет конечным покупателем “Томскнефти”, добавляет источник, близкий к одной из сторон сделки.

Закрывая сделку, “Роснефть” и ВЭБ подписали соглашение, по которому каждый из них получил преимущественное право выкупа долей другого партнера, если тот захочет выйти из актива, говорится в меморандуме “Роснефти”. Однако для одного случая госкомпания заранее отказалась от преимущественного права – если ВЭБ решит продать 50% “Томскнефти” кому-то из “основных российских нефтекомпаний”, уточняется в документе.

Получить комментарии в “Газпром нефти” вчера не удалось.

“Газпром” давно хотел заполучить “Томскнефть”. В прошлом году он договаривался о ее покупке с менеджментом ЮКОСа, но безрезультатно. На майские торги по этому активу “Газпром” не пошел, но сразу несколько источников в компании рассказывали “Ведомостям”, что она пытается договориться с “Роснефтью” о разделе “Томскнефти”.

Между тем представители ВЭБа не подтверждают пока даже факт покупки акций “Томскнефти”. ВЭБ не приобретал этот актив, заявил “Ведомостям” директор департамента информационной политики ВЭБа Андрей Мазуров. Не рассматривал эту сделку и наблюдательный совет банка, заявил в пятницу журналистам член совета ВЭБа, министр финансов Алексей Кудрин. Подтвердил это “Ведомостям” и министр экономического развития Герман Греф, также входящий в совет. Представитель премьер-министра, который возглавляет совет ВЭБа, Евгений Ревенко от комментариев отказался. Но два источника, близких к наблюдательному совету, заверили “Ведомости”, что чиновники были в курсе сделки ВЭБа с “Роснефтью”.

“Роснефть” в меморандуме указала, что сделка находится “в процессе вынесения” на наблюдательный совет ВЭБа. Деньги уже получены, а акции “Томскнефти” списаны с баланса “Нефть-Актива”, заявил представитель “Роснефти” Николай Манвелов. (В подготовке материала участвовали Анна Николаева, Александр Тутушкин.)