НА АСФАЛЬТЕ: Свой кирпич и свой бетон


Цены на дистанции

Московские строители жалуются: квадратные метры растут в цене гораздо медленнее, чем стройматериалы. Руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко говорит, что с начала года цены на новостройки не поднимались, а некоторые объекты продаются с дисконтом в 5–10%. А стройматериалы не переставали дорожать. Так, меньше чем за полгода цены на цемент и арматуру выросли на 25–30%, на кирпич – на 50%, а на остальные стройматериалы – примерно на 10–20%.

По словам руководителя пресс-службы “СУ-155” Федора Сарокваши, цены на цемент с начала года выросли в среднем на 30% и находятся в диапазоне от 2720 до 4165 руб. за 1 т без учета доставки (300–325 руб. за 1 т). ДСК-1 последний раз покупал цемент по 3600 руб. за 1 т, указывает замгендиректора этой компании Евгений Гончаров.

Такая же ситуация с арматурой: по информации директора по связям с общественностью “Главстроя” Ивана Слепцова, с начала года она подорожала более чем на 30%. Отпускные цены на арматуру с начала года выросли примерно на 20%, с 17 000 до 21 000 руб. за 1 т, говорит аналитик UBS Алексей Морозов. По его информации, еще столько же накручивают торговые компании.

Цены взлетели, потому что спрос на строительные материалы превысил предложение: зима была теплой, и строители больше работали, оправдывают ситуацию производители стройматериалов. Директор по вертикальной интеграции компании “Альфа-цемент” Александр Денисов говорит, что цены на цемент компании увеличились, но не столь существенно, как жалуются строители, – по его информации, в среднем на 5–20%. “Евроцемент груп” повысила отпускные цены на 10% в апреле, а на официальном сайте компании в мае было указано, что цемент марки 500 Д0 можно купить по 2933–3034 руб. за 1 т.

Но и по таким ценам строители вряд ли смогут приобрести эту продукцию: причина – тотальный дефицит цемента. По словам аналитиков “Антанта-Капитала”, цементные заводы работают на пределе своих возможностей, а износ мощностей достигает 80%. За четыре месяца этого года было произведено 1,241 млн т, а потребили 1,3 млн т, говорит Денисов. В отделе продаж “Мордовцемента” заявили, что цемента у них до конца года не будет. Так же ответили в “Себряковцементе” и “Воскресенскцементе”.

А металлургические компании “Евраз”, “Мечел” и “Северсталь” вовсе не стали комментировать свою ценовую политику.

В структуре затрат на возведение готового здания доля стройматериалов составляет около 70%. То есть их подорожание на 20% повышает стоимость строительства примерно на 12%. Старший специалист отдела капитального строительства “Пересвет-Девелопмент” Людмила Семакина считает, что застройщики автоматически пытаются перенести стоимость стройматериалов на цену квадратного метра. Однако не все так просто. Олег Репченко уверен, что рост цен на стройматериалы не будет существенно влиять на цены на недвижимость, поскольку ключевой фактор ценообразования на этом рынке – соотношение спроса и предложения, а не затраты застройщика.

Инвестиции в кирпич

С дефицитом цемента и арматуры строителям приходится мириться – пока никто из них не заявлял о планах по созданию металлургической компании или строительстве цементного завода: слишком высок входной билет на этот рынок. Например, чтобы построить цементный завод мощностью 1 млн т, нужно вложить не менее $150 млн, а затраты окупятся через 7–8 лет. А производить кирпич, лифты, оконные рамы и прочие необходимые для стройки материалы начали многие. Строительные холдинги, особенно крупные вертикально-интегрированные, активно начали производить стройматериалы, подтверждает Евгений Гончаров. Среди них – ГК “СУ-155”, ПИК, корпорация “Главстрой”, концерн “Крост”.

“Крупные строительные компании всегда ориентировались на собственное производство, чтобы обеспечить стабильное снабжение собственных площадок и не зависеть от других поставщиков, а также от форс-мажорных обстоятельств”, – продолжает Михаил Михайлов, первый замгендиректора компании “М.О.Р.Е.-Плаза”, у которой также есть собственный бетонный завод в Москве. С этим мнением соглашается Федор Сарокваша: “Собственная производственная база позволяет быть более гибкими, чем другие компании, и менее чувствительными к колебаниям цен на определенные строительные материалы или политике поставщиков, а также более четко контролировать качество строительных материалов”. В 2006–2007 гг. ГК “СУ-155” потратила на инновации и покупку производств стройматериалов около 1,3 млрд руб. ($50 млн).

В прошлом году “СУ-155” инвестировала около $10 млн в покупку в Германии двух заводов – асфальтобетонного и по переработке дерева. Как уточняет гендиректор “СУ-155” Александр Мещеряков, асфальтобетонных заводов в регионе не хватает и это отражается и на сроках, и на качестве поставок асфальта на стройки. Новый завод способен произвести 150 000 т асфальта за год, а потребности компании составляют примерно половину этого объема.

В апреле на входящем в “СУ-155” кирпичном заводе в Белых Столбах Московской области запущена новая линия по производству облицовочного кирпича. Кроме того, на заводе “Стромремонт-наладка” в Одинцове установлена новая линия по сборке алюминиевых конструкций. Теперь “СУ-155” может отказаться от закупки этих материалов у “Русалюмстроя”, а сама продукция будет дешевле на 5–10%. Среди других производств “СУ-155” – линии по производству окон и балконных ограждений, погонажных изделий.

“Чем лучше развита промышленность строительных материалов, тем крепче компания держится на рынке. По сути, такая база наряду с портфелем проектов – основные активы компании, позволяющие грамотно и эффективно вести бизнес”, – объясняет Федор Сарокваша. Всего “СУ-155” принадлежит около 30 промышленных предприятий, ориентированных на обеспечение замкнутого цикла строительства.

Входящая в группу Олега Дерипаски компания “Главстрой” намерена в ближайшие три года инвестировать в производство строительных материалов $300 млн, построив до 2010 г. как минимум 10 заводов в шести регионах России. Это будут предприятия по производству газобетонных конструкций, силикатных и железобетонных изделий (ЖБИ), клееного бруса, извести и добавок для строительных смесей.

“Главстрой” вложил около 200 млн руб. (почти $8 млн) в строительство деревообрабатывающего завода в г. Котельнич Кировской области, который откроется уже в этом году. В 2009 г. “Главстрой” планирует ввести в эксплуатацию заводы по производству извести в Рязанской области и по производству газобетонных конструкций в Красноярском крае и Иркутской области стоимостью $30 млн каждый. Три завода будут сооружены в Краснодарском крае: по производству газобетонных конструкций в Усть-Лабинске и по выпуску силикатных и железобетонных изделий. Для этих целей создано ООО “Главстрой – Усть-Лабинск”. Четыре предприятия построят в Московской области: два – по производству газобетонных конструкций, одно – силикатных изделий и одно – ЖБИ.

“Строительная отрасль сталкивается с серьезным дефицитом строительных материалов, прежде всего современных. Без создания новых производств стройматериалов невозможно наращивать объемы строительства. Необходимость сбалансированного развития “Главстроя” как вертикально-интегрированной компании, которая и производит строительные материалы, и строит, предполагает развитие существующих и создание новых заводов”, – объясняет Иван Слепцов. По его словам, зачастую выгоднее построить новый завод, чем покупать действующий. Новый можно возводить с применением современных технологических схем, установить современное оборудование. В результате производительность, экономическая эффективность будут на порядок выше.

Концерн “Крост”, в состав которого входят восемь заводов по производству стройматериалов, в конце прошлого года приобрел участок под технопарк в 10 га в 4 км от Воронежа (рядом с федеральной трассой Ростов – Дон). Технопарк будет состоять из четырех заводов по производству стройматериалов: товарного бетона, сборных железобетонных конструкций и деревообрабатывающего производства. Первое предприятие будет выпускать продукцию под маркой “Бетон 222 – Воронеж”. Общий объем инвестиций в проект составит более 1,5 млрд руб. К концу 2007 г. планируется вывести первую очередь заводов на рабочие мощности. Гендиректор “Кроста” Алексей Добашин рассказывает, что производство будет работать не только на собственные нужды концерна, но и для сторонних потребителей.

В 2005 г. девелоперская компания “Пересвет-Инвест” создала компанию “Промикс” для производства строительных и отделочных материалов. Спустя два года “Пересвет-Инвест” купила 75% акций Самаркандского лифтостроительного завода за $1,3 млн.

В регионы через ДСК

Если московские строители выходят в регионы, то в первую очередь начинают развивать там производственную базу, отмечают участники рынка. Приобретение заводов может быть и частью стратегии по выходу в регионы, когда на месте приобретается завод, реконструируется и на основе его мощностей разрабатываются строительные программы под регион, добавляет Сарокваша. Примеры – покупки “СУ-155” Ивановского ДСК, группой компаний “ПИК” предприятий в Калужской области.

Весной прошлого года “СУ-155” приобрела Ивановский ДСК, мощность которого – 100 000 кв. м в год. Компания сразу же объявила о планах масштабного строительства: на 18 га в южной части города, в микрорайоне Московский, “СУ-155” построит жилой квартал на 250 000 кв. м.

В марте этого году другая строительная компания – ПИК купила два завода по производству железобетонных изделий в Калужской области: “Фотон ЖБИ” в Обнинске и Северный завод в Калуге. Оба завода выпускают товарный бетон, железобетонные изделия и другие стройматериалы, в том числе для строительства домов типовой серии 83ИЛ. Вместе с заводами компании достались три строительных проекта – в Калуге, Обнинске и д. Лихун. Первый – микрорайон “Молодежный” в д. Лихун (строительство 170 000 кв. м недвижимости на 22 га).

Всего компания намерена построить в регионе более 640 000 кв. м жилья. Инвестиции оцениваются минимум в $400 млн.

Компании развивают собственные производственные мощности, так как не хотят зависеть от поставщиков, многие из которых являются монополистами, считает директор по работе с новостройками и недвижимостью национального банка “Траст” Михаил Соловьев. “В начале 1990-х стройматериалы не отличались хорошим качеством. С бумом строительства эта ниша на рынке очень быстро заполнилась, сейчас потребитель получил возможность выбирать качественный товар на любой вкус”, – рассказывает Семакина.

В “СУ-155” считают, что национальный проект “Доступное жилье” будет завязан на производственные мощности и президентская программа сможет реализоваться в тех регионах, где развита строительная промышленность. А Алексей Кожевников уверен, что для успешной реализации нацпроекта рынок стройматериалов нуждается в поддержке со стороны государства. По его мнению, ряд вопросов необходимо урегулировать законодательно, например отменить пошлины на ввоз оборудования, освободить предприятия от налогов на период реконструкции.

“Инвестиции в производственную базу – это как формирование фундамента при строительстве дома. Чем лучше развита промышленность строительных материалов, тем крепче компания держится на рынке, – рассуждает Сарокваша. – По сути, такая база наряду с портфелем проектов – самые главные активы компании, позволяющие грамотно и эффективно вести бизнес. Такая компания выигрывает в перспективе, поскольку она замкнута в полный производственный цикл, т. е. в состоянии выполнять проекты любой сложности под ключ. Именно поэтому подобные структуры удобны в качестве партнеров для государства или крупных инвестиционных компаний”.