Не подражатель


Конечно, Dailymotion еще далеко до того влияния и мощности бренда, которые сегодня есть у YouTube. Но, без сомнения, этот сайт – звезда поколения Web 2.0 во Франции. Открытый в марте 2005 г. (через две недели после YouTube) сайт, чья штаб-квартира находится в Париже, чуть больше чем за год вошел в число 15 наиболее популярных сайтов Франции и, по данным трафика за май, опубликованным компанией ComScore, имеет 37,5 млн уникальных пользователей и французскую аудиторию больше, чем у YouTube.

В отличие от YouTube, где преобладают клипы из США, у Dailymotion в основном местное содержание. Видеоролик с участием французского президента Николя Саркози, который выглядел навеселе и шатался во время прошедшего в этом месяце саммита “большой восьмерки”, просматривался более миллиона раз. Наиболее яркие моменты последних футбольных матчей с участием французских команд также привлекают огромное внимание.

По мере того как феномен обмена видеофайлами распространялся по миру, местные сайты вроде Dailymotion нашли привлекательную нишу – и YouTube навострил уши.

На прошлой неделе американский монстр пошел в атаку, запустив девять международных сайтов, что является частью стратегии, направленной на приобретение ведущего положения на местных рынках по всему миру.

Тот факт, что во Франции – стране, больше известной своим бюрократизмом, чем молодыми компаниями, – появился сайт, наступающий на пятки YouTube, очень важен для Бежбома.

Не стучался в двери

“Во Франции не учат открывать компании, и многие это делать просто боятся, – рассказал он во время интервью в офисе, расположенном в шумном третьем округе Парижа. – Но это возможно. Я сделал это и знаком со многими молодыми людьми, которые поступили так же”.

Бежбом признает, что его опыт далеко не типичен, особенно в том, что касается поиска начальных инвестиций для бизнеса. “Я не ходил и не стучался в двери, оставляя визитки, – говорит он. – С самого начала венчурные капиталисты знали, кто мы такие, и были заинтересованы в том, чем мы занимались”.

Бежбом родился в семье еврейских иммигрантов в Париже (его отец был из Польши, а мать из Туниса) и привык рисковать. После попыток изучить математику, историю и программирование в университете в 2000 г. молодой человек решил университет бросить и основать компанию интернет-хостинга Iguana Studio.

Ход оказался удачным. Тогда он еще не осознавал этого, но работа в Iguana стала хорошей основой для создания жизнеспособного сайта Dailymotion несколькими годами позже. “Поддерживая сайты продолжительное время, я понял, почему одни добиваются успеха, а другие проваливаются”, – говорит Бежбом. Идея создания сайта по обмену видеофайлами пришла к нему в январе 2005 г. после поездки в Нью-Йорк. “Захотелось показать видео, снятое в поездке, друзьям, – объясняет он, – но я не мог, потому что файлы были слишком большими, чтобы посылать их прикрепленными к письмам по электронной почте. Я мог бы поместить файлы на сервер, но проблема была в том, что люди, скачивавшие их, не могли их сохранять. Тогда я сказал себе: чего-то не хватает. Уже существовал сайт Flickr, где люди могли обмениваться фотографиями. Но для видео ничего еще придумано не было”.

Бежбом создал прототип сайта, использовав старое доменное имя shorttv.net, для закачки собственных видеофайлов. Сайт немедленно приобрел такую популярность среди его друзей, что начинающий предприниматель решил объединиться с Оливье Пуатри, приятелем, которого он называет “техническим гением”, чтобы выработать базовую концепцию и создать сайт, который позволял бы любому пользователю закачивать свои видеофайлы и смотреть чужие без скачивания какого-либо программного обеспечения.

В этот момент Бежбому повезло: он встретился с Дидье Раппапортом, бывшим коллегой по бизнесу, который свел его с двумя полезными людьми. Хотя сайт Бежбома и Пуатри находился в то время в зачаточном состоянии, он был достаточно хорош, чтобы убедить этих людей инвестировать в него 50 000 евро.

Было куплено оборудование и проплачены дополнительные мощности. Пока Dailymotion, поддерживаемый широкополосным каналом, приобретал известность – молва о нем передавалась из уст в уста весь следующий год, – Бежбом получил вторую часть финансирования от “инвесторов-ангелов”, на этот раз уже в размере 400 000 евро.

Цель вижу, препятствие – нет

Превращение Dailymotion из сенсации французского Интернета в прибыльное предприятие остается ближайшей, но все же целью. Бежбом говорит, что компания скоро начнет приносить прибыль. Однако это не остановило венчурный капитал – он поддался модному увлечению. В августе 2006 г. к Бежбому обратились две группы венчурного капитала, Partech International и Atlas Venture, и вложили в его компанию 7 млн евро в обмен на долю, размер которой не разглашается.

Успех Dailymotion, кажется, мало повлиял на скромный стиль жизни Бежбома. Он по-прежнему живет в квартире, которую снимает вместе с друзьями в северной части Парижа, и в настоящее время занят получением прав на вождение мотоцикла.

Ходят слухи, что Lagard?re, французский медиаконгламерат, заинтересован в покупке компании, но молодой “стрелок” из Парижа, которому, по сообщениям, принадлежит 21,1% компании, говорит, что не собирается продавать ее.

Охота на таланты

“Сегодня я просто хочу сделать Dailymotion лучше и удобнее для пользователей”, – говорит Бежбом. Точно так же он не слишком обеспокоен вторжением YouTube в Европу.

“Интернет-видео – это же не Google, где все решает алгоритм, – говорит он. – Здесь, как и в телевизионных сетях, все дело в содержании, это и является нашим преимуществом”.

Акцент Dailymotion на местный контент сделал его французским феноменом. Однако Бежбом клянется, что та же формула сработает и в мировом масштабе.

Среди наиболее интригующих шагов компании значится создание команды “охотников за талантами” во Франции и по всей Европе. Группе из 10 человек дано задание вырастить наиболее талантливых пользователей на новых рынках, обеспечив их оборудованием и бесплатными советами.

“Количество талантливых пользователей ничтожно мало по сравнению с общим числом людей, пользующихся нашим сайтом, но это люди, которые делают видео, интересное всем остальным. Поэтому имеет смысл развивать связи с сообществом”, – объясняет Бежбом. Принесет ли эта формула результаты, покажет время. А пока Dailymotion доказывает, что он никому не подражает. (FT, 26.06.2007, Ирина Окунькова)