“Богатая Россия”

Д. Гришкин

Миллиардеры-политики стекаются в предвыборные списки “Единой России” со всей страны. Козицын (гендиректор и совладелец Уральской горно-металлургической компании, 46-е место в списке богачей по версии Forbes с $1,5 млрд) будет включен в свердловскую региональную группу, а Рашников (председатель совета директоров и основной владелец Магнитки, 11-е место с $9,1 млрд) – в челябинскую, рассказали “Ведомостям” два источника в региональных партийных организациях. Керимов (владелец ОАО “ГНК”, бывшей “Нафта-Москвы”, 7-е место с $12,8 млрд) пойдет на выборы по списку Дагестана, в котором будет на втором месте, добавляет источник в “Единой России”. Все трое уже члены партии, Керимов, например, вступил в нее этой весной. В пресс-службе УГМК не подтвердили и не опровергли информацию о планах Козицына баллотироваться: он будет поддерживать единороссов вне зависимости от того, включат ли его кандидатуру в списки. Включен ли Рашников в список, в ММК не комментируют. Списки – предварительные, финальный список кандидатов утвердит съезд “Единой России” в начале октября.

Бизнесмены в Думе совсем не новички. Тот же Керимов – депутат с восьмилетним стажем, депутатами были самый богатый россиянин Роман Абрамович и основатель “Русснефти” Михаил Гуцериев (он даже работал вице-спикером). Некоторые миллиардеры на прошлых выборах избирались по одномандатным округам – например, совладелец “Металлоинвеста” Андрей Скоч и совладелец “Седьмого континента” Владимир Груздев. Кое-кто из единороссов уже в Думе сменил партию – например, совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев перешел в “Справедливую Россию”. Исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции Анна Процентова напоминает, что по закону депутаты не должны заниматься предпринимательской деятельностью и не могут состоять в органах управления компаний, но могут владеть акциями.

Для каждого предпринимателя мандат имеет свою ценность. Будучи депутатом Госдумы уже восемь лет, совладелец Первоуральского новотрубного завода Зелимхан Муцоев занимается политикой, чтобы, как говорит он сам, “помочь стране”. Журнал “Финанс” оценил его состояние в 13,6 млрд руб. О перспективах избрания в Госдуму Муцоев говорить не стал – решение за съездом единороссов. Источник в “Единой России” сообщил, что Муцоев, как и Козицын, включен в свердловскую группу.

Опрошенные “Ведомостями” бизнесмены утверждают, что не используют мандат для помощи своему бизнесу. Основателю компании “Белая дача” депутату Виктору Семенову вообще не до этого, из-за общественной работы “головы поднять некогда”. “Из-за большой занятости сложно принимать участие в оперативном управлении компании”, – подтверждает депутат Владимир Крупчак, владелец лесопромышленной группы “Титан”. Но общественная работа им нравится, ведь оба хотели бы вновь стать депутатами. “Я для себя решение принял [избираться], а там уж как партия решит”, – говорит Крупчак. “Если партия скажет, тогда будем думать. Сначала должно быть предложение партии, а потом уже желание мое...” – сомневается Семенов.

Некоторые бизнесмены, “обладая серьезным социальным капиталом, который можно конвертировать в политический”, сами помогают “Единой России”, говорит Юрий Коргунюк из фонда “Индем”. Рашников популярен в Магнитогорске, за него наверняка проголосуют, поэтому бизнесмен играет роль “паровоза” для партии, рассуждает эксперт. Рашников уже помогал единороссам: в 2003 г. он баллотировался третьим номером по челябинско-курганской группе списка, но потом от мандата отказался. Так будет и в этот раз, считает знакомый с металлургом единоросс: “Депутатский мандат был бы для Виктора Филипповича пенсией, он занимается производством, а лоббистов у него хватает”. Похожая история с Козицыным: в пресс-службе УГМК уверены, что, даже получив право на депутатский мандат, Козицын не покинет компанию. А вот источник в окружении Керимова уверен, что в случае избрания бизнесмен продолжит работать депутатом: “Он не является “паровозом” и наверняка останется в Госдуме”.

Груздев говорит, что с переходом на пропорциональную систему выборов бизнесмену попасть в Думу и легче, и сложнее. “По одномандатному округу все зависело от умения убедить своих избирателей, а сейчас ты должен убедить прежде всего партийную организацию, – говорит депутат. – Но легче стало в том, что избираешься в группе людей”.