ЦИФРА НЕДЕЛИ: $700 000. Жирный кусок Родины


Что эти два взгляда могут дать синтез, мне пришло в голову, когда государственная компания “Роснефть” проводила “народное размещение”: купи себе кусочек великой России и навари на нем денег. И вот теперь этот Сочи: продай сотку родной земли и благодаря олимпийскому гению нашего президента стань миллионером.

Что можно сказать о стране, если гордость ее столицы – пушка, которая никогда не стреляла, и колокол, который никогда не звонил? Ее будущее, как принято говорить сейчас, вызывает сомнения. То ли дело у европейских народов, которые подчинили свою жизнь христианской идее и, сами того, может, не желая, достигли материального благополучия (и колокола у них звонят, и пушки стреляют). Примерно так рассуждал русский философ Петр Чаадаев, который, как известно, был за это официально объявлен сумасшедшим.

У России сегодня есть идея. Ее символом вполне может служить прайс-лист на сочинскую землю, метр которой выставляют уже дороже, чем в московской квартире: $7000, т. е. $700 000 за сотку, т. е. $70 млн за гектар. Я не намекаю на то, что после выбора этого уникального (в горно-климатически-курортном отношении) городишки столицей Олимпиады в нем ничего не изменилось: типа просят деньги за олимпийскую идею. Я про другое. Эта непонятная цифра удивительным образом примиряет два противоположных взгляда на Россию, которые сожительствуют сегодня в официальной телепропаганде.

Первый состоит в том, что Россия – великая. Она сильная – и не позволит другим странам диктовать ей какие-то монополярные условия. Она процветающая – и если кто к нам с деньгами придет, тот от Росприроднадзора и погибнет. Она развивающаяся – ВВП на душу населения растет со страшной скоростью цен на нефть. Она не сволочь какая-нибудь и, конечно, заботится о своих гражданах, даря детям компьютеры, нагим – зарплаты и пенсии, больным – лекарства по программе ДЛО. Разумеется, ради этого величия настоящие граждане должны пожертвовать частичкой собственного благополучия, согласившись отдать кто свечной заводик, кто часть зарплаты, а кто частичку собственной души.

Другой взгляд состоит в том, что главное – вытащить номерок у фраера ушастого и не дать себе засохнуть. Он представлен многочисленными шоу, в которых нужно сделать все время разное, а результат один – тысяча, десять тысяч, миллион рублей или, того и гляди, долларов. Мультиками про богатеньких дядюшек скруджей и американских чуков и геков, которые вроде спешат на помощь, но при словах “доллар” или “клад” начинают дышать, как порнозвезда, или глупо хихикать. Сериалами про бандитов, которые тоже люди. Рекламой, конечно, влияние которой на граждан, мне кажется, еще предстоит оценить. И как-то при всем этом подразумевается, что достойных вещей на свете раз-два и обчелся, а именно: толстый кошелек, который обеспечит тебе личную свободу. Ну разве еще “Ваниш” розовый цвет” и пиво “Клинское”. А кто думает иначе, например кому за державу обидно, тот и есть фраер ушастый. Либеральная идея в России не умерла – она трансформировалась в потребительскую.