Рынок труда в Санкт-Петербурге: Кадровая консолидация


По оценке исполнительного директора Санкт-Петербургского отделения EMG Professionals Татьяны Мартюшевой, на петербургском рынке работает 150–180 компаний. С ней согласен региональный директор Kelly Services по Северо-Западу России Алексей Зеленцов. А директор “HeadHunter:: Санкт-Петербург” Юлия Сахарова и руководитель офиса Transearch / Top Hunt International в Петербурге Анна Сагайда оценивают количество участников рынка примерно в 200.

Большинство рекрутинговых компаний невелики. Только 30 участников рынка можно назвать крупными игроками, говорит Мартюшева. В основном это офисы крупных сетевых компаний и несколько сильных местных игроков. Вместе они занимают 50–60% петербургского рынка.

Сагайда считает, что на долю сетевых компаний, имеющих как минимум два региональных филиала, приходится около 65% петербургского рынка. Таких компаний в Петербурге примерно 100, уточняет она.

Стоимость услуг топ-30 компаний, по оценке Мартюшевой, может достигать 30% годового дохода трудоустроенного кандидата до налогообложения. Сахарова из “HeadHunter:: Санкт-Петербург” говорит, что не более 10 рекрутеров в городе берет за свои услуги 22–25% годового дохода специалиста и имеет оборот в $60 000–150 000 в месяц.

Остальные довольствуются меньшим. Около 160 из 200 агентств работают в ценовой категории 10–17% годового дохода подобранного специалиста и имеют среднемесячный оборот $10 000–15 000. Еще примерно 20–25 агентств работают в диапазоне 18–22% годового дохода со среднемесячным оборотом в $30 000–60 000.

Как правило, крупные заказчики достаются рекрутерам с именем и развитой филиальной сетью, говорит Мартюшева. Впрочем, и небольшие игроки не остаются без клиентов. Больше всего заказов поступает от автомобилестроителей, FMCG, строительных и инвесткомпаний, а также ритейлеров, рассказывает она. Сагайда добавляет к ним банки и сотовых операторов.

“Из-за острой борьбы за персонал эти компании стараются задействовать внешние ресурсы не только сетей, но и небольших местных компаний, отдавая им в работу более “простые” вакансии”, – говорит Мартюшева.

Иностранные компании, приходящие со своими производствами в Россию, сначала обращаются в международные компании с именами. А освоившись на рынке, начинают искать выгодные предложения у местных рекрутеров, подтверждает ее слова сотрудник HR-отдела западной автомобилестроительной компании.

Некоторые вообще обходятся без рекрутеров. Toyota самостоятельно нанимала работников на свой петербургский завод, рассказал вице-президент Toyota Motor Manufacturing Russia Ичиро Чиба. Там будет занято 650 человек, на эти рабочие места претендуют 20 000 кандидатов, которые уже прислали свое резюме.

Количество сетевых агентств будет расти, считает руководитель отдела маркетинга и PR Avanta Personnel Татьяна Гринь. Она объясняет это активным ростом экономики Петербурга и приходом в город большого количества новых производственных и торговых компаний. Дефицит квалифицированных кадров, высокая потребность в массовом подборе базового персонала – эти факторы будут способствовать активному сотрудничеству работодателей с кадровыми агентствами. А поскольку компании всегда удобнее работать с агентствами, у которых есть представительства в регионах, на рынок будут выходить сетевые игроки, заключает она.