Против Украины


“Нам необходимо строительство собственного порта в районе Тамани в Краснодарском крае”, – заявил недавно на заседании Морской коллегии первый вице-премьер Сергей Иванов.

Выполнить указание властей давно готовится компания “Морской порт Тамани”, рассказал “Ведомостям” ее гендиректор Петр Паринов. Мощность нового сухогрузного порта, по его словам, составит 30–35 млн т в год (у крупнейшего в стране Новороссийского – около 120 млн т), а стоимость проекта – 60 млрд руб. Компания до конца года подаст заявку в МЭРТ на финансирование строительства порта из средств инвестфонда на сумму около 30 млрд руб.

В сентябре прошлого года комиссия МЭРТ рассматривала заявку на финансирование порта Тамань, но отправила ее на доработку, согласившись включить расходы на подготовку проектной документации в ФЦП “Развитие экспорта транспортных услуг”. “До конца года мы получим проектную документацию и подадим заявку в инвестфонд, надеюсь, что строительство порта начнется уже в 2008 г.”, – заявил Паринов. Представитель Минтранса сказал, что к проекту таманского порта имелись замечания и они сейчас устраняются. Получить комментарии в МЭРТ не удалось. Представитель Сitigroup, инвестиционного консультанта таманского проекта, вчера затруднился прокомментировать ситуацию.

Компания “Морской порт Тамани” создана фирмой “Кубаньсервис”, привлекающей инвесторов в проекты, одобренные администрацией Краснодарского края (71%) и ростовской аграрной группой “Астон” (29%).

Соинвесторами проекта, по словам Паринова, могут стать “Базэл”, “Русский уголь”, “Еврохим”, “Газпромэкспорт”. Это зависит от того, будут ли выделены средства из инвестфонда, признал сотрудник одной из этих компаний. Представитель “Базэла” заявил, что “интерес есть, но проект находится еще в зачаточной стадии”. “Мы не приняли решения об участии”, – сообщили в пресс-службе “Газпромэкспорта”. Представители “Русского угля” и “Еврохима” отказались от комментариев.

Развитие новых российских портов взял под контроль первый вице-премьер. “Мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Прибалтики и все больше загружать наши порты”, – сформулировал Иванов цель портовой политики России, посещая Ленинградскую область на прошлой неделе. Отправившись затем на юг, в Краснодарский край, Иванов развил свою мысль: “Условия в наших портах должны быть не хуже, чем у наших партнеров, конкурентов, союзников, называйте их как хотите”.

Для краснодарских портов главные конкуренты – украинские. “Мы посмотрели, какие российские грузы следуют транзитом через Украину, и таким образом определили набор терминалов первой очереди”, – рассказывает Паринов. По его словам, задача порта Тамань – переманить российские грузы из Одессы, Ильичевска и Николаева, в первую очередь контейнерные и угольные.

Проект предполагает использование в качестве элемента портовых сооружений насыпанной в 2003 г. косы Тузла, сообщил Паринов: “Мы специально проверяли – наши сооружения находятся в пределах Российской Федерации”.

“Мы понимаем, что каждое правительство должно защищать интересы собственной страны, но это политический вопрос”, – заявила “Ведомостям” руководитель пресс-службы минтранса Украины Виктория Бутенко. Доля транзитных грузов, обработанных в портах Украины, достигает 50%. По словам Бутенко, Украина может обсуждать подобные вопросы с Россией в рамках межгосударственных органов СНГ.

Кроме сухогрузного терминала в Тамани появится наливной. Его строят “Тольяттиазот” и “Таманьнефтегаз”. “Украина установила высокие тарифы на прокачку аммиака по трубе Тольятти – Одесса и сократила нашу квоту, из-за этого часть мощностей нашего завода простаивала”, – говорит представитель “Тольяттиазота” Алексей Виноградов. По его словам, компания уже вложила около $300 млн в проект и надеется открыть терминал в 2008 г.