Приманка от “Шереметьево”


“Шереметьево” задумалось, как удержать клиентов. Аэропорт хочет предоставить всем авиакомпаниям возможность выбирать поставщиков керосина, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Шереметьево” Михаил Василенко. Сейчас “Шереметьево” предоставляет такую услугу лишь нескольким ключевым клиентам, среди которых “Аэрофлот”. Остальные заправляются у ТЗК, принадлежащей аэропорту (69%) и “Аэрофлоту” (31%). Всего аэропорт обслуживает 100 авиакомпаний.

В 2005 г. “Шереметьево” уступило “Домодедово” статус крупнейшего аэропорта страны. Кроме того, аэропорт стал терять клиентов: только в этом году аэропорт базирования сменили Austrian Airlines, Singapore Airlines, Spanair и Thai Airways. В следующем году уйдет в “Домодедово” и немецкая Lufthansa.

Чтобы осуществить задуманное, “Шереметьево” затеяло реконструкцию топливозаправочного комплекса и строительство новой базы для хранения топлива. Проект обойдется в $200 млн, уточняет Василенко. Из них $90 млн пошли на обновление подземного трубопровода, который соединяет нефтяные резервуары и места заправки “в крыло”. Работы начались полтора месяца назад и финансируются “Шереметьево”, говорит Василенко.

В следующем году аэропорт установит резервуары для хранения керосина. Их объем Василенко не уточнил. Сейчас идет оформление земельного участка в 10 га, готовится проект, осенью “Шереметьево” выберет партнеров, рассказывает он. Наиболее вероятные претенденты – нефтяные компании. От инвесторов Василенко рассчитывает получить 70% финансирования проекта (около $75 млн), треть готов вложить аэропорт. Менеджер одной из крупных нефтяных компаний утверждает, что его компания готова участвовать в проекте, только если станет его совладельцем.

Окупить вложения в инфраструктуру аэропорт надеется за счет сервиса, сроки окупаемости Василенко не назвал. За прокачку тонны керосина аэропорты берут $30–60, за заправку самолетов – от 600 руб. до 2000 руб. за 1 т (тариф устанавливает Федеральная тарифная служба), за хранение, очистку топлива – до 2000 руб. за 1 т (определяет сам аэропорт), уточняет аналитик банка “Траст” Евгений Шаго. Аэропорты, где есть альтернативные поставщики топлива, имеют конкурентное преимущество, говорит Шаго: этот “крючок” позволяет не только удержать нынешних перевозчиков, но и привлечь новых. Это однозначно выгодно, подтверждает руководитель московского представительства украинской “Кий Авиа” (летает из “Шереметьево”) Аркадий Шмарук.

В “Домодедово” на привезенное авиакомпаниями топливо приходится 75% от общего объема ГСМ, рассказывает директор департамента аэропорта по внешним связям Дарья Коршунова, за последние три года этот показатель увеличился вдвое, 10 авиакомпаний заправляются собственным керосином. Во “Внуково” керосин завозят восемь из 150 авиакомпаний, добавляет первый заместитель гендиректора Виталий Ванцев.

В Европе монополия аэропорта на наземное обслуживание была отменена по решению Еврокомиссии, которая требует наличия хотя бы двух альтернативных поставщиков этой услуги. “В Хитроу есть несколько операторов наземного обслуживания, которые занимаются в том числе и заправкой, например Swissport, John Menzies”, – говорит Фил Грувз, представитель BAA, управляющей аэропортом Хитроу. По его словам, авиалинии уже много лет имеют право выбирать поставщиков любых услуг в аэропортах Лондона. “Мы сами не занимаемся заправкой самолетов, эту работу выполняют независимые операторы”, – сообщили в пресс-службе управляющей компании аэропорта Франкфурт Fraport.

Прямые поставки топлива позволяют авиакомпаниям снижать издержки. “Сибирь” в 2007 г. за счет прямых поставок сократит затраты на топливо почти на 30%. “Аэрофлот” тоже стремится минимизировать топливную составляющую. В 2006 г. его затраты на керосин составили $920,3 млн при общих операционных затратах в $2,1 млрд и выручке в $3 млрд.