Темные силы


Интенданта Salzburger Festspiele Петера Ружичку в этом году сменил маститый немецкий режиссер Юрген Флимм. Его постановки отличает основательность мастера старой школы. Эпатаж и радикализм Флимму чужды. Вероятно, это отразится и в фестивальных программах.

В прошлом году, пышно празднуя юбилей Моцарта, Ружичка шел по простому принципу накопления: фестиваль показал все 22 оперы Моцарта. Флимм явно мыслит концептуальнее. Принято считать, что Моцарт – свет, ясность и классичность. Но даже он не раз обнаруживает в своей музыке “вертеровские” томления и меланхолический тон, свойственный скорее постромантическому умонастроению. И сегодня Зальцбург предлагает рефлексию на эту тему.

В оперной программе фестиваля шесть спектаклей, из них четыре премьеры. Центральная интрига (а заодно и главный разворот заявленной темы – “Темная сторона разума”) – постановка “Бенвенуто Челлини” Берлиоза. Историю о великом итальянском скульпторе – драчуне, гуляке, любовнике и убийце – ставит Филип Штёльцль. Это режиссерский дебют известного клипмейкера и продюсера, сделавшего имя в международном поп-бизнесе и снявшего клипы Rammstein, Мика Джаггера и Мадонны. Титульную партию исполнит гамбургский певец Буркхард Фритц. А громокипящие оркестровые эффекты доверено воплотить Валерию Гергиеву. Он уже потренировался на концертах дома, исполнив “Челлини” зимой и в начале июня.

“Армиду” Йозефа Гайдна – одну из многочисленных оперных интерпретаций известного эпизода из поэмы Торквато Тассо “Освобожденный Иерусалим” – ставит Кристиан Лой, мыслящий эзотерично и парадоксально. Музыкальным партнером Лоя станет Айвор Болтон, специалист по барочному репертуару. Болтон и Лой уже не раз работали вместе в Баварской опере и хорошо понимают друг друга. Состав абсолютно звездный: Ринальдо споет Михаэль Шаде, Армиду – Аннет Даш.

Впервые в программе Зальцбургского фестиваля – “Евгений Онегин” Чайковского. Титульную партию споет артистичный Петер Маттеи, партию Татьяны – русская певица Анна Самуил. Дирижирует Даниэль Баренбойм.

Еще одна фестивальная премьера – культовая немецкая опера “Волшебный стрелок” Вебера. В ней есть все базисные гештальты коллективного бессознательного – образ леса, образ идеальной и непорочной возлюбленной, спасающей от дьявольского искушения своего избранника. Ставит “Стрелка” Фальк Рихтер, дирижирует Маркус Штенц из Кельнской оперы.

От прошлого года в программе остались моцартовские спектакли: “Свадьба Фигаро” в блистательной постановке Клауса Гута и оперный вечер из двух частей (в первой – “Бастьен и Бастьенна”, во второй – “Директор театра”, где сатирически описываются театральные нравы Вены). Правда, в “Свадьбе Фигаро” в этом году Сюзанну поет не Анна Нетребко, а Диана Дамрау, но она замечательно тонко чувствует природу моцартовского вокала. Заменен и исполнитель партии графа Альмавивы: поет американец, великолепный баритон Джеральд Финли. Дирижирует Даниэль Хардинг.

Откроется фестиваль традиционно – выступлением Венского филармонического оркестра под управлением Франца-Вельзера Мёста в знаменитом Grosse Festspielhaus. Мёст сегодня занимает одну из самых высоких позиций в дирижерской иерархии. Он руководит первым оркестром из американской пятерки – big five – Кливлендским, при этом работает на фестивале в Глайндборне и регулярно выступает в Европе.

Параллельно в Зальцбурге стартует и драматическая программа. Вопреки обыкновению, она начнется не с представления пьесы Райнхардта Jedermann (“Каждый”) на Домской площади, как это повелось с первого фестиваля (1920 г.). В этот раз на открытии дают пьесу Томаса Бернхардта “Вечеринка для Бориса”, написанную специально для фестиваля в 1975 г.

Как всегда, на фестивале весь месяц прилежно трудятся Венские филармоники: оркестр дает пять концертов, программа которых подготовлена с пятью самыми именитыми дирижерами. В их числе Риккардо Мути, Даниэль Хардинг, Николаус Арнонкур, Даниэль Баренбойм.

В сольных концертах – цвет современного пианизма: Альфред Брендель, Маурицио Поллини, японец Мицуко Ушида, китаец американского происхождения Ланг-Ланг, а также наши Григорий Соколов и Евгений Кисин. В Liderabend споют Кристин Шеффер, Маттиас Гёрне, Томас Квастхофф, Томас Хэмпсон и Патрисия Петибон.

Приедут оркестр Израильской филармонии с Зубином Метой, Оркестр Баварского радио с Марисом Янсонсом, Берлинские филармоники с сэром Рэттлом и амстердамский Concertgebouw с Бернардом Хайтинком. Отдельный сюжет – созданный Баренбоймом молодежный оркестр из арабских и израильских музыкантов “Восточно-западный диван”. Политический пафос выступлений этого смешанного оркестра уже широко рекламируется фестивалем.