ВЕКТОР


Превентивная мера

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала крупнейшим нефтяным компаниям запросы – хочет выяснить причины роста цен на нефтепродукты. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго, оптовые цены на бензин и дизтопливо стабильно росли в июле на 0,1–0,5% еженедельно. “Взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно, будем другими методами работать”, – заявил на заседании правительства его председатель Михаил Фрадков. “Мы получили жалобы от розничных продавцов бензина на рост оптовых цен, а также поручение правительства разобраться в этом вопросе”, – объясняет замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Одна из целей расследования – не допустить традиционного взлета цен в августе, говорит он: “Если бы мы уже обнаружили факты нарушения антимонопольного законодательства – картельный сговор или злоупотребление доминирующим положением, – мы бы давно подали иски в суд”. Запросы в компании – один из элементов расследования ФАС, и она ожидает быстрого ответа нефтяников.

В начале года антимонопольное законодательство было ужесточено, и ФАС получила право добиваться в суде наложения штрафа на нарушителей в размере 4% от оборота за “картель” и 2% – за “злоупотребление доминированием”. Если нарушения найдутся, штрафы будут скорее всего налагаться не на нефтяные холдинги, а на их дочерние предприятия, уличенные в противоправных действиях. “Суммы штрафа все равно будет достаточно, чтобы больше не нарушать закон”, – обещает Голомолзин. Насколько эффективен новый механизм устрашения нефтяников, скоро станет ясно: достаточно следить за августовскими ценами на бензин и дизтопливо.

Отступление

По мере того как слухи о предполагаемой смене владельца “Русснефти” и уходе ее основателя Михаила Гуцериева приобретают все более четкие очертания, атака налоговиков на нефтяную компанию ослабевает. Еще совсем недавно налоговая служба обвиняла акционеров и учредителей “Русснефти” в том, что они уходили от налогов, распыляя акции предприятия, и требовала взыскать ее акции в доход государства. Всего было подано восемь таких исков; от одного ФНС отказалась сама, а рассмотрение другого иска пришлось отложить до 1 августа. Процесс затормозился из-за крупного кредитора “Русснефти” – Сбербанка (ему компания должна около $1 млрд), участвующего в процессе в качестве третьей стороны. Сбербанк, которому под кредит “Русснефть” заложила более 50% акций, попросил у арбитражного суда время “на изучение всех документов”. Ведь если акции “Русснефти” будут отчуждены государству, банк лишится предмета залога и получит “проблемный кредит”. Зато, пока Сбербанк будет внимательно изучать документы, у Михаила Гуцериева появится время обсудить с потенциальным покупателем все подробности предстоящей сделки. Но возможно, что со сменой собственника “Русснефти” Сбербанку не придется волноваться о “проблемном кредите”: новый покупатель – по условиям сделки – должен будет расплатиться по всем долгам компании, рассказывают источники, близкие к Михаилу Гуцериеву.

Котировальные списки

Росприроднадзор проверит данные о запасах компаний, работающих в России и торгующихся на Лондонской фондовой бирже (LSE), и передаст информацию в Британское управление по финансовому регулированию и надзору (FSA), пообещал вчера замглавы ведомства Олег Митволь. Росприроднадзор не хочет, чтобы повторилась ситуация с Imperial Energy, данные о завышении запасов которой Минприроды уже передало в FSA. Проверкам, в частности, подвергнется британская JKX Oil & Gas plc. – эта компания сообщает об участии в проекте по освоению месторождения Инчке-море на Каспийском шельфе, а, по данным Росприроднадзора, ее “дочка” “Каспойлдевелопмент” лишилась лицензии на него еще в 2003 г. Митволь также пообещал вчера проинформировать FSA и LSE о факте вывоза из России геологической информации золотодобывающей компанией Highland Gold Mining.

О возможных нарушениях небольших добывающих компаний, торгующихся на LSE, Росприроднадзор впервые заявил в апреле этого года, когда обнаружил, что на балансе “дочек” Imperial Energy в Государственной комиссии по запасам числятся запасы в десятки раз меньшие, чем публикует компания. В пример Митволь привел Sibir Energy, Victoria Oil & Gas, Bema Gold, Celtic Resources Holdings и Trans-Siberian Gold. Котировки этих компаний тогда упали, а инвесторы недоумевали, почему это Росприроднадзор высказывает нарекания до получения результатов проверок.

Котировки Highland Gold Mining и JKX Oil & Gas снизились вчера на LSE на 1,09%. Акции Imperial Energy подешевели с апреля на 27%, а компания продолжает утверждать, что предоставила аудитору DeGolyer & MacNaughton верную информацию о запасах. Президент Imperial Energy Питер Левин заявил, что обратился в FSA с просьбой провести расследование, кто совершал операции с ее акциями накануне заявлений Росприроднадзора.