Мастерами не рождаются


Андерс Эрикссон (K. Anders Ericsson) – профессор психологии в Университете штата Флорида (Таллахасси)

Психолог Бенджамин Блум в книге Developing Talent in Young People описал факторы, которые, по его мнению, имеют решающее значение для становления таланта. Он подробно изучил детские годы 120 победителей международных конкурсов в самых разных областях – от музыки и живописи до математики и неврологии. Вопреки распространенным представлениям о врожденной гениальности, детские годы выдающихся мастеров не предвещали будущих успехов – они были обычными детьми.

Из книги Блума четко следует, что выдающиеся люди, о которых он писал, интенсивно работали, учились у первоклассных преподавателей и, кроме того, в годы становления постоянно ощущали поддержку со стороны близких. Исследования, продолжившие новаторскую работу Блума, показали, что настоящая звезда выделяется из когорты профессионалов благодаря продолжительности и качеству подготовки и практики.

Подлинный мастер должен отвечать четырем требованиям. Во-первых, работать лучше остальных коллег по цеху. Во-вторых, работать безупречно всегда, а не время от времени. В-третьих, он должен отлично выполнять всю работу, а не только какую-то ее часть.

Со стороны часто кажется, что лучшие профессионалы делают свое дело хорошо просто благодаря ежедневной практике. Но не всякая тренировка приводит к совершенству. Целенаправленная практика предполагает, что человек постоянно упорно учится делать то, чего прежде делать не умел.

Остановимся на том, что может дать целенаправленная подготовка руководителям. Считается, что в управлении многое зависит от харизмы. И это правда. Однако на удивление многие руководители уверены, что харизма – врожденный дар и если его нет, то ничего не попишешь. Это заблуждение. Харизму тоже можно обрести целенаправленной тренировкой. Нам довелось сотрудничать с ведущей театральной школой, чтобы развить определенные навыки у руководителей. Выполняя специальные упражнения, наши подопечные через некоторое время исправляли то, что считается врожденной манерой поведения, и явно преуспевали в этом. Даже Уинстон Черчилль, один из самых харизматичных деятелей ХХ столетия, отрабатывал ораторский стиль перед зеркалом.

У целенаправленной подготовки две цели: усовершенствовать уже имеющиеся навыки и углубить (или расширить) мастерство. Заметим, что гимнасты, писатели, музыканты и представители других профессий могут целиком сосредоточиваться на работе (или целенаправленной тренировке) не больше четырех-пяти часов в день. Большинство ученых отводят на самую напряженную интеллектуальную работу, скажем, формулирование новых идей, всего пару часов в день, как правило, утром. Может показаться, что это немного, но эти люди каждый день в течение двух часов действительно совершенствуют мастерство.

Руководители и менеджеры вряд ли тратят столько времени на собственное развитие – большую часть дня они проводят на встречах и совещаниях. То есть в год теряют до 700 часов, а за 10 лет – до 7000, которые могли бы потратить на целенаправленное профессиональное совершенствование.

Пренебрегая оттачиванием мастерства, легко выпасть из обоймы. Нередко оказывается, что специалисты высочайшего уровня повторяют то, что делали раньше. Их реакции становятся автоматическими. В результате они часто не знают, как поступить в нетипичной ситуации, – ведь привычка анализировать утрачена.

Подчас людей сбивают с толку книги, посвященные самосовершенствованию: их авторы исходят из того, что любой человек по определению готов к успеху; ему осталось лишь сделать несколько простых шагов – и все препятствия будут преодолены. Известно множество историй о безвестных спортсменах, писателях и художниках, которые якобы прославились в одночасье благодаря природным талантам. Но, изучая биографии людей, которые постоянно добиваются выдающихся результатов, мы неизменно обнаруживали за ними долгий, упорный труд.

Учеба, годы тренировки, благоприятные обстоятельства, везение – все это хорошо, но в первую очередь будущему мастеру надо разделаться с мифом о том, будто бы гениям все дается само собой, который очень уж крепко засел в умах. Самый яркий герой этого мифа – Вольфганг Амадей Моцарт. Никто не спорит с тем, что еще ребенком он проявлял необыкновенные музыкальные способности, но не надо забывать и о том, что он получил необычное для того времени воспитание, начав заниматься, когда ему не было и четырех лет. Моцарт не родился мастером – он им стал.

* Полная версия статьи будет опубликована в августовском номере журнала “Harvard Business Review – Россия”

Авторы:

Майкл Притула (Michael J. Prietula) – преподаватель бизнес-школы им. Гойзуеты Университета Эмори (Атланта, штат Джорджия)

Эдвард Коукли (Edward T. Cokely) – доктор наук, научный сотрудник Института Макса Планка в Берлине.