Субсидии по правилам


Российские авиалинии встретили известие равнодушно. “Мы никогда не пользовались кредитами других государств, покупая иностранные самолеты”, – говорит представитель “Аэрофлота” Инна Данненберг. Дмитрий Чуксеев из авиакомпании “Сибирь” тоже не слышал о субсидиях.

Соглашение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Бразилии не касается бурного конфликта между Евросоюзом и США, которые обвиняют друг друга в скрытой господдержке авиапроизводства гражданских самолетов на сотни миллиардов долларов. Соглашение описывает условия госсубсидирования экспорта. С 1997 г. правительства Бразилии (не входящей в ОЭСР) и Канады (члена ОЭСР) обвиняли друг друга в незаконном субсидировании экспортных контрактов на поставки самолетов Embraer (Бразилия) и Bombardier (Канада). ОЭСР объединяет 30 самых развитых стран мира, которые производят 60% мирового ВВП.

“ОЭСР не может заменить собой ВТО, мы просто достигли джентльменского соглашения, которое позволяет предотвратить торговые споры в дальнейшем”, – объяснил “Ведомостям” представитель ОЭСР Николас Брай. Генсекретарь ОЭСР Анхель Гурриа назвал соглашение “прорывом в международной торговой дипломатии”.

По условиям соглашения государства могут содействовать экспорту гражданских самолетов, старых и новых, но на равных условиях. Поддерживать можно при помощи госгарантий, страхования экспортных кредитов, самих кредитов, субсидирования ставок. По данным ОЭСР, объем экспортных продаж гражданских самолетов, получивших госсубсидии, составляет $7–10 млрд ежегодно. По данным Еврокомиссии, общий объем производства гражданской авиатехники в мире – более 200 млрд евро в год.

ОЭСР рассчитывает на присоединение к соглашению России и Китая. Брай отметил, что Россия выразила желание вступить в ОЭСР и к осени организация подготовит список требований, которым России надо соответствовать. В январе замминистра иностранных дел Андрей Денисов заявлял, что Россия заинтересована в начале переговоров. А присоединиться к торговому соглашению по самолетам Россия может и сейчас, сказал Брай.

Российские производители пользуются господдержкой экспорта, хотя из-за малых объемов авиапроизводства она невелика. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) получала поддержку при экспорте двух самолетов Ил-96 и одного Ту-204 на Кубу, сказал представитель ОАК.

Чиновники Минпромэнерго и Минэкономразвития затруднились оценить только что подписанное соглашение.