КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Премия Мердока


Руперт Мердок добился своего – он заплатит $5 млрд за компанию с оборотом $1,7 млрд и прибылью $105 млн. Мердоку 76 лет, он завершает строительство империи, начатое более 40 лет назад. Он хочет увенчать конструкцию, состоящую в основном из развлекательных активов, чем-то обладающим непреходящей ценностью. The Wall Street Journal – из этой области. В мире немного изданий, более 100 лет строящих свою работу на верности изначальным принципам. Немногие оставшиеся – не продаются.

Чарльз Доу и Эдвард Джонс, создавшие компанию в 1882 г., были журналистами, решившими доказать, что на деловых новостях можно зарабатывать иначе, чем было принято в то время. Вместо того чтобы, договариваясь с игроками, помогать менеджерам, инвесторам и самим себе зарабатывать на бирже, Доу и Джонс стали требовать от репортеров объективности и запретили им вкладывать деньги в компании, о которых писали. “В те времена деловая журналистика была тяжелым делом, – писал Оливер Джинголд, пришедший в WSJ в 1900 г. – Многие компании отказывались раскрывать отчетность даже собственным акционерам”.

Когда в 1902 г. бывший журналист Клеренс Бэррон (Бэнкрофты – потомки его дочери, поэтому фамилия Бэррон не сохранилась) купил газету, у нее было 7000 подписчиков. Бэррон мечтал из бюллетеня для посвященных сделать газету для десятков тысяч частных инвесторов, что ему и удалось. Он умер в 1928-м, не увидев “черного вторника”, после которого газета восстанавливалась много лет. Барни Килгору, редактору и менеджеру, тоже вышедшему из журналистской среды, в 50-е и 60-е гг. удалось сделать WSJ символом послевоенного бума и массового капитализма – тираж газеты вырос с 33 000 до 1,1 млн.

В редакционной статье (опубликована на этой странице) говорится, что премия, которую платит Мердок, – это его оценка наработанного газетой нематериального капитала, доверия читателей. Возможно. Но будущее этого – главного – актива газеты и беспокоит противников сделки. “Краткосрочную финансовую выгоду нельзя отрицать, но она не компенсирует последствий от исчезновения независимой глобальной новостной организации, пользующейся доверием и не имеющей равных в честности”, – заявила Лесли Хилл, представительница той части семьи акционеров, которые отказались голосовать за продажу акций.