Трутнев не угадал


Удивительно, что Минприроды находит затруднительной эту работу, отмечает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. У министерства есть данные о запасах, нужно просто выделить несколько десятков крупных месторождений, полагает он. Проблемы могут возникнуть с участками, где ведется геологоразведка, – таких лицензий за последние два года Минприроды выдало много и по ним нет определенности с запасами, говорит аналитик Альфа-банка Константин Батунин.

Поправки в закон о недрах, запрещающие иностранным компаниям больше чем наполовину владеть крупными месторождениями в России, появились раньше, чем законопроект о допуске иностранцев во все стратегические отрасли. Но когда Минпромэнерго и Минэкономразвития с подачи президента стали составлять список таких отраслей, чиновники решили включить в него и недра.

На заседании правительства 31 января оба законопроекта рассматривались в пакете. Но в протоколе заседания ведомства получили поручение доработать их каждый по отдельности. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев рассчитывал, что так его законопроект (о недрах) будет принят раньше. “[Законопроект о допуске иностранцев к стратегическим предприятиям] пока находится в значительно меньшей степени готовности и вызывает больше разногласий”, – говорил он 17 июля на заседании рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ).

Однако именно этот законопроект в тот же вечер был внесен в Госдуму, а поправки в закон о недрах пока лежат в аппарате правительства. Минприроды не может согласовать их с ФСБ, рассказали “Ведомостям” два профильных чиновника из разных органов исполнительной власти. Законопроект о недрах предполагает, что иностранная компания не может владеть больше чем 50% + 1 акция в компании, владеющей лицензией на стратегическое месторождение. К таким относятся месторождения нефти более 70 млн т, газа – более 50 млрд куб. м, золота – более 50 т, меди – от 500 000 т, а также все месторождения на континентальном шельфе.

По оценке Трутнева, в список таких месторождений могут попасть 30 нефтяных и 40 газовых.

Но законопроект Минприроды касается только нераспределенного фонда недр, доля которого, по оценке самого министерства, составляет около 8%. ФСБ же просит оценить все недра, рассказывают профильные чиновники. Если окажется, что иностранная компания уже владеет стратегическими месторождениями, лицензии она не лишится, но российским компаниям – владельцам таких лицензий будет запрещено продавать контрольный пакет иностранцам, предлагает ФСБ.

Минприроды против: у него нет ресурсов оценить весь фонд, говорит чиновник.

В Минприроды эту информацию не подтверждают и не опровергают. В ФСБ от комментариев отказались.

Иностранные компании могут владеть лицензиями только на нефтяные месторождения, полагает Батунин: “70 млн т – это не так много, и такие месторождения – не редкость в Западной Сибири”. Но газ иностранцы в России не добывают, говорит он. Не добывают они медь и золото, за исключением небольших золоторудных месторождений и СП “Норникеля” с Rio Tinto и BHP Billiton, которое пока ведет геологоразведку, добавляет аналитик “Дойче Банка” Ольга Окунева.

Ничего страшного, если в споре выиграет ФСБ: российские компании не собираются продавать крупные месторождения, отмечает представитель “Лукойла”. Наоборот, между ними жесткая конкуренция за такие участки недр. А поправки в закон имеют скорее теоретический характер – они определяют, что в принципе можно и что нельзя. Согласен с такой оценкой и представитель “Роснефти” Николай Манвелов.

Главное, чтобы правила наконец были определены, считает представитель Shell Максим Шуб. Российское правительство может устанавливать любые требования – это его право, лишь бы они были стабильны, добавляет участник рабочей группы по недропользованию в КСИИ.