А иногда и вверх тормашками


Театральный мир давно уже привык к тому, что громкое имя Эдинбургского международного фестиваля – гарант удовольствий пусть и авангардных, но всегда понятных сердцу неофитов. Весь экстрим, которым время от времени подзаряжаются другие институции подобного масштаба, в Эдинбурге давно был сослан в резервацию под названием Fringe – еще один фестиваль, который традиционно начинается за неделю до начала главного фестиваля и идет параллельно с ним. За несколько последних десятилетий Эдинбургский международный обзавелся и другими спутниками-соперниками: фестивалем военных оркестров, чьи марши перед знаменитым дворцом Марии Стюарт часто заменяют в телевизионных новостях картинку главного мероприятия, кино- и книжным фестивалями.

В этом году на директорское место Брайана Макмастера, чье имя на протяжении 15 лет символизировало качество и консерватизм, заступил 44-летний австралиец Джонатан Милз – в прошлом директор Мельбурнского фестиваля, а также композитор, поставивший в Лондоне две небольшие оперы. Темная лошадка для большинства британцев, он с ходу заявил о том, что его вкусы много шире, нежели у предшественника: “Если у Брайана они простирались от середины XVIII до начала XX в., то у меня – от середины XIII в. по наши дни.” И действительно, в программе Эдинбурга-2007 наличествует древняя эпическая песнь о Беовульфе, которую артист Бенджамин Багби исполняет на староанглийском под аккомпанемент старинной арфы, а также концерт группы Tiger Lillies, намеренной перепеть музыку Клаудио Монтеверди “шиворот навыворот и вверх тормашками”.

Не следует думать, что Джонатан Милз поспешил удариться в крайности. Попавший после своего непредсказуемого избрания сразу в цейтнот и гущу финансовых проблем, он тем не менее соорудил программу ладную и красивую. Главный герой нынешнего фестиваля – празднующая 400-летие своего рождения опера и первый великий оперный композитор – как раз Клаудио Монтеверди. Программа этого года прослоена параллелями и перпендикулярами с его творчеством.

Помимо “Орфея” Монтеверди (им дирижирует видный аутентист Хорди Саваль) играется “Орфей” Игоря Стравинского, а Американский репертуарный театр привозит современный Orpheus X. От личности Орфея, воплощавшего единство искусств, тянется тема музыки и слова. В паре с “Дидоной и Энеем” Перселла (первого великого оперного композитора Британии) идет комическая опера Сальери “Сначала музыка, потом слово” (концертное исполнение – экономия для фестиваля). Ровно о том же “Каприччио” Рихарда Штрауса – оперный диспут, в котором участвуют графиня и влюбленные в нее композитор и поэт (это полноценная постановка, но копродукция с Кельнской оперой, что снова означает для Эдинбурга экономию средств). Взгляд XX в. на миф и классику представляют строгий “Эдип-царь” Стравинского и веселый “Кандид” Бернстайна, а также современные ремиксы “Дидоны” Кавалли от The Wooster Group и “Коронации Поппеи” Монтеверди из венского Schauspielhaus.

Танцевальная часть программы в этом году тоже усердно трудится во славу оперы. Спектакль Canto-Pianto, перекладывающий на хореографический язык опять же “Орфея”, главный опус Монтеверди, должен стать центром триптиха, который показывает в Эдинбурге Триша Браун. От этой американской авангардистки, в 1960-х заставлявшей своих танцовщиков выделывать кульбиты на отвесных плоскостях нью-йоркских небоскребов, вряд ли можно ждать революций – ее опусы пропитались блистательным умиротворением, которое она, возможно, почерпнула из опер XVIII в., постановкой которых регулярно занимается в последние годы.

Француз Жозе Монтальво, несколько лет назад буквально влюбивший в себя московскую публику спектаклями, где практически не различить границы между сценой и видео, на музыку Рамо поставил спектакль со всеохватным названием On dance, в который наверняка влюбится и публика в Эдинбурге – его жизнерадостное игривое искусство не любить невозможно. Но гораздо более познавательным выглядит не имеющий в программе своего названия вечер Шотландского балета. Эта компания, еще недавно влачившая жалкое существование третьеразрядного копииста классики, несколько лет назад попала в руки Эшли Пейджа – одного из тех хореографов, с именем которого англичане связывают будущее своего балета. Его реформаторские действия были столь решительными, что о них узнал весь мир. Зато теперь есть надежда, что одной заштатной труппой с предсказуемым репертуаром стало меньше. Во всяком случае, на фестивале компания показывает одну из классических работ все той же Триши Браун, мировую премьеру ее ровесника и соотечественника Стивена Петронио Ride the Beast, а также балет “Страшные симметрии”, который сделал имя самому Эшли Пейджу.

Однако даже объединенные усилия хореографов меркнут рядом с тем, что в Эдинбурге покажут Impressing the Czar Уильяма Форсайта. В нем перемешаны пуанты, босые ноги, бытовой жест, театральные приемы и музыка от Бетховена до Тома Виллемса. Это спектакль двадцатилетней выдержки, но представить его в Эдинбурге даже пять лет назад было немыслимо – разгон Форсайта был настолько стремителен, что он обскакал десятилетия, даже старые его постановки сегодня вливают свежую кровь в прославленный фестиваль, стирая морщины с 60-летнего лица.

Монтеверди, Кавалли, Перселл, Рамо, Вивальди, Бах, Машо, Дюфаи – концертная программа Эдинбурга-2007 прямо-таки фонтанирует старинным репертуаром, зарывшись аж в глубины провансальской музыки XI в., которую исполнит вокальный квартет Anonymous 4. Видные аутентичные исполнители – давняя клиентура Утрехта и других фестивалей старинной музыки, их с бору по сосенке умело пересадил в Эдинбург его новый директор. Среди них – Concerto italiano (специалист по мадригалам Монтеверди), струнный консорт Fretwork, Orlando Consort, Хорди Саваль в большом количестве (в том числе и как сольный исполнитель на гамбе) и убеленный сединами британский Tallis Scholars. Сэру Роджеру Норрингтону с почетом отдано “Сотворение мира” Гайдна.

Современной музыки много меньше, но ее представляет британская знаменитость из молодых – Томас Адес, взявший в руки и дирижерскую палочку. Еще более молодое дарование Густаво Дудамель привезет на фестиваль Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара, а сыграют они, страшно сказать, Десятую симфонию Шостаковича. Из дирижирующих звезд мейнстрима в Эдинбург приедут Марис Янссонс во главе оркестра Баварского радио и Майкл Тилсон Томас со своим оркестром из Сан-Франциско. Высокую классику старого образца сыграет мэтр рояля Альфред Брендель. Наша школа, как и везде, тоже представлена, хотя и в необычном сочетании: Гидон Кремер выходит без Олега Майзенберга, поскольку последний выходит с Юрием Башметом.

Похоже, Джонатан Милз, будучи музыкантом, немного задвинул чистый драматический театр. Тем не менее его программа, пусть она и страдает нехваткой оригинальной сценической продукции, составлена ловко и с перспективой.