Свободу тарифам!


С начала 2006 г. на российский рынок дальней связи вышли “Межрегиональный Транзит Телеком” (МТТ), Golden Telecom (GT) и “Транстелеком”, а лицензии получили еще более 20 компаний. Но ФАС, по словам Сеничкина, будет рассчитывать только доли “реальных” операторов дальней связи. Учитывать IP-телефонию и звонки через интернет-сервисы вроде Skype служба, скорее всего, не станет. “Их фактически невозможно учесть, а кроме того, у нас население еще не настолько компьютеризировано, чтобы массово пользоваться такими услугами”, – объясняет он.

Ким оценивает денежную долю “Ростелекома” на рынке чуть выше 50%, а аналитик Альфа-банка Виталий Купеев – в 55,3%. Снизиться до 50% она может, по мнению Купеева, за счет усилий других операторов, а также при отмене компенсационной надбавки – суммы, которую операторы дальней связи платят с каждого звонка в пользу операторов местной связи. Тогда тарифы конкурентов снизятся, а “Ростелекома” – нет, ведь их устанавливает государство, в результате его клиенты могут сменить оператора, объясняет аналитик.

Государство будет регулировать тарифы “Ростелекома” на междугородные звонки, пока доля компании на рынке не станет меньше 50%. Об этом заявил вчера, по сообщению агентства “Прайм-ТАСС”, глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.

Какова доля “Ростелекома” на рынке дальней связи сейчас, служба подсчитает в этом году, рассказал “Ведомостям” начальник управления ФАС по контролю и надзору на транспорте и в области связи Константин Сеничкин. Скорее всего, ФАС будет интересовать доля “Ростелекома” по количеству абонентов и трафику: “определение доли по доходам не даст фактической картины, поскольку лицензии на дальнюю связь получило множество операторов”, а выделить в их выручке доходы от межгорода и международной связи не всегда возможно, поясняет он.

“Лицензию на оказание услуг междугородной и международной связи получили около 30 операторов, но только у “Ростелекома” тарифы [на межгород] регулируются, – возмущен советник гендиректора “Ростелекома” Иван Ким. – В таких условиях нельзя говорить о полноценной конкуренции”.

Директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин ожидает, что доля МТТ к 2010 г. составит 15–20% – ее увеличение будет происходить “за счет способности компании быстро реагировать на вызовы рынка” и “все большей информированности [абонентов] о возможности выбирать оператора дальней связи”. Сотрудник пресс-службы “Транстелекома” говорит, что компания к 2010 г. намерена занять 8% рынка в первую очередь за счет подключения корпоративных клиентов. А президент GT Александр Виноградов недавно заявлял, что к концу 2010 г. его компания займет 20% рынка, в том числе благодаря удачным тарифам.