“Русснефть” скрыла факт


О том, что “Русснефть” готовила выпуск новых акций, стало известно вчера из официального сообщения ФСФР, в котором служба уведомила рынок о приостановке допэмиссии акций нефтяной компании. Документы на регистрацию допэмиссии “Русснефть” подала в середине июня, рассказал “Ведомостям” представитель ФСФР. По его словам, компания не смогла предоставить сведения, что информация о принятии решения о допэмиссии раскрывалась в существенном факте. К тому же, добавляет он, “Русснефть” еще и нарушила стандарты эмиссии, так как не указала в анкете сведения о выпуске облигаций, добавил он. Параметры эмиссии – объем выпуска и цену – представитель службы раскрыть отказался.

Представитель “Русснефти” Эдуард Саркисов выразил сожаление о решении ФСФР. За счет выпуска новых бумаг “Русснефть” планировала привлечь деньги на производственные нужды и реструктуризацию долга (на 31 марта 2007 г. долг “Русснефти” перед Сбербанком и Glencore составлял $2,8 млрд. – “Ведомости”), сообщил он.

Сотрудник “Русснефти” рассказал, что решение о дополнительном размещении 100 000 акций (100% нынешнего уставного капитала) по номинальной стоимости (1000 руб. за акцию) было принято советом директоров “Русснефти” в начале 2007 г. В уставе “Русснефти” предусмотрены объявленные акции как раз в количестве 100 000 штук, а решение об их размещении принимает совет директоров нефтяной компании. “Тогда это решение приняли на всякий случай, ведь компания оказалась под прицелом правоохранительных органов”, – объясняет собеседник “Ведомостей”.

Эти проблемы начались у Михаила Гуцериева осенью прошлого года. В ноябре Генпрокуратура возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства “дочек” “Русснефти”, Следственный комитет МВД – по факту неуплаты “Русснефтью” налогов в особо крупном размере. Позднее самому Гуцериеву и ряду топ-менеджеров “Русснефти” были предъявлены обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве. Налоговая служба оспаривает в суде сделки по купле-продаже акций “Русснефти”, требуя взыскать их в доход государства. 31 июля Лефортовский суд арестовал 100% акций “Русснефти” по ходатайству Следственного комитета МВД.

Решение о допэмиссии не связано с исками ФНС и преследованиями Следственного комитета МВД, возражает Саркисов.

Но юристы, опрошенные “Ведомостями”, думают иначе.

Допэмиссия могла быть необходима для привлечения нового инвестора, который получил бы определенный пакет акций, говорит партнер коллегии адвокатов “Гриднев и партнеры” Ян Дасгупта. Кроме того, в результате допэмиссии появлялись новые акции, которые не несли в себе тех правовых рисков, что арестованные. Наиболее вероятный вариант – в ходе допэмиссии продать часть акций новому собственнику, соглашается партнер AST Legal Анатолий Юшин. Несколько недель назад стало известно, что Гуцериев продает свою компанию структурам “Базэла” Олега Дерипаски. Представители покупателя от комментариев отказались.

За то, что информация не была раскрыта в существенном факте, эмитент несет административную ответственность, предупреждает Дасгупта, компанию могут оштрафовать. В принципе, если “Русснефть” исправит нарушение и выполнит предписание ФСФР, эмиссию могут восстановить, отмечает Анна Худанова, адвокат компании “Вегас-Лекс”. Если “Русснефть” докажет, что существенный факт все-таки был опубликован, то ФСФР зарегистрирует допэмиссию, если нет, то служба направит предписание с требованием о публикации, после чего допэмиссию могут восстановить, подтверждает представитель ФСФР. Вопрос о штрафе и его размерах будет решаться после выяснения вопроса о том, публиковалась ли информация в надлежащем виде.