Сергей Иванов ушел в отрыв


Если бы выборы президента состоялись в следующее воскресенье, а в списке кандидатов не было действующего главы государства Владимира Путина, то за Сергея Иванова проголосовали бы 37% россиян. Его ближайший соперник Дмитрий Медведев получил бы 29% голосов. Таковы результаты июльского опроса, опубликованные вчера “Левада-центром”. В случае если в списке кандидатов присутствует Путин, за Иванова готовы проголосовать только 4% избирателей (столько же, сколько и за лидера КПРФ Геннадия Зюганова), а за Медведева – 3%. Зато действующий президент – вне конкуренции, за него готовы проголосовать 48% избирателей.

Набирать баллы в глазах избирателя Иванов начал сразу после назначения его вице-премьером в феврале 2007 г. Если в декабре 2006 г. он имел 18% голосов против 35% у Медведева, то теперь чиновники поменялись местами.

Так серьезно оторваться от соперника Иванову удалось впервые в истории сравнительного измерения уровня популярности двух потенциальных преемников (“Левада-центр” измеряет рейтинги первых вице-премьеров с декабря 2006 г.). В мае у Медведева было 34%, у Иванова – 31%, в июне рейтинг Медведева упал на 7%, а у Иванова не изменился.

Социологи утверждают, что эти колебания остаются более или менее случайными и во многом зависят от частоты появления претендентов в СМИ. “Явного фаворита по-прежнему назвать невозможно”, – утверждает ведущий эксперт “Левада-центра” Леонид Седов. Хотя уже сейчас можно утверждать, что основной электорат Иванова более активен.

Такая оценка мало что говорит о потенциале кандидатов в преемники, уверен гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Если в списке кандидатов появляется Путин, то на долю вице-премьеров остается по 3–4% голосов, достоверно сравнить уровень их популярности при этом просто невозможно, констатирует Федоров. А 50–60% респондентов признаются, что готовы голосовать за кандидата, которого назовет Путин, добавляет он.

По данным информационно-аналитической системы “Медиалогия”, в апреле СМИ упоминали Иванова 4601 раз (проанализировано 3000 СМИ – печатных, радио, ТВ, информационных агентств и интернет-источников). У Медведева этот показатель был вдвое ниже – 2494 упоминания. Но в мае про Иванова стали сообщать меньше, а в первой половине июля оба потенциальных преемника почти сравнялись: 2970 упоминаний у Иванова и 2889 – у Медведева.

Но, по мнению гендиректора Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова, качественное преимущество Иванова в эфире очевидно. Пропаганда нацпроектов, за которые отвечает Медведев, сокращена, а выступления первого вице-премьера носят в основном фоновый характер. А вот Иванову достаются более содержательные мероприятия и более выигрышные роли, отмечает политолог.

Общий рост рейтинга Иванова не стоит рассматривать в контексте избирательной кампании, полагает политолог Алексей Макаркин. Электорат обоих кандидатов условный, и его предпочтения определяет в основном Путин, который вряд ли будет делать выбор на основе социологических раскладов. Просто Иванов больше соответствует образу силовика, а именно такая стилистика сейчас востребована обществом. Рост популярности Иванова связан с реакцией общества на процессы самоутверждения, которые идут в России, резюмирует эксперт: востребована имперская риторика и покорители Арктики.