Пляшущие загогулины


Основная площадка второго фестиваля Linoleum – кинотеатр “35 мм”, здесь по вечерам до понедельника будут показывать произведения экспериментальной анимации и медиаискусства, что как раз и является темой этого международного смотра. Так что главные события будут проходить в кинозале, где организаторы обещают знакомство с героями очень маргинального ответвления большого искусства анимации.

В любом маргинальном явлении, как известно, есть свои лидеры. Организаторы фестиваля не без гордости анонсируют, например, сеанс Beauty and the Beast, где покажут и два видео эксцентричной художницы Пипилотти Рист, а также программы туринской Школы анимации, парижской компании Autour de Minuit, специализирующейся на цифровой анимации, австрийских экспериментаторов, видеоперформанс 52 Spaces англичанина Scanner (Робин Римбод), посвященный режиссеру Микеланджело Антониони, и ретроспективу забавных скрэтч-фильмов Бориса Казакова.

Выставка “Учитесь видеть!”, открытая Московским музеем современного искусства в галерее “Зураб”, можно предположить, окажется самой непонятной частью фестиваля, не простого для восприятия зрителя, привыкшего к коммерческой мультипликации. Она совсем отдалена от реальности. Здесь показывают видеоработы медиахудожников разных стран, созданные в последние годы, но исключительно абстрактные, в самом традиционном искусствоведческом смысле этого слова.

У абстрактного искусства одни законы – что на экране, что на картине смотреть на композиции из геометрических фигур и цветовых пятен бывает очень скучно, но иногда они непонятно почему приковывают взгляд, захватывают в свой круговорот и непостижимым образом действуют на зоны головного мозга, ответственные за удовольствие или тревогу. А в идеальном случае создают в голове особый род пустоты – медитативный. У видеоискусства, правда, больше возможностей эмоционального влияния, чем у живописи, тут подключаются ритм смены картинок и музыка.

Трудно объяснить, почему одноплановые произведения участников выставки производят разное впечатление. Смотреть на композицию из цветовых полос Каро Гольдта довольно тоскливо, хотя цвет в ней меняется, как в природе, от ярких летних красок к жухлым осенним, а вот монохромное видеосочинение Бригитты Беденаур, наоборот, притягивает. Возможно, дело тут как раз в ритме и музыкальном сопровождении или в таланте автора.

Цифровой абстрактный образ, конечно, новшество, но только техническое. Кажется, что новые технологии автоматически приносят новую эстетику, но за компьютером, как и за холстом, стоит человек, и опирается он в своем художестве на то, что уже видел в другом визуальном искусстве. Симпатичное двухминутное видео “Подстанция” Дариуша Ковальски – смена видов города и его маргиналов – явно вышло из непарадного кино, снятого дергающейся камерой.

Насколько относительно понятие “инновация”, демонстрирует “Ящик с красками” Лена Лайя, созданный больше семидесяти лет назад без всякого участия камеры. На экране в бодром темпе под веселенькую мелодию прыгают красочные пятна и штампованные буквы. Этот задорный ролик, как ни странно, делался как реклама почтовой службы, что кажется невероятным. Но обаяние его не улетучилось.

Аннотации к показанным работам полны абстрактного философствования на тему образов и видения, но изучать их не обязательно. Выставка не учит тому, что обещала в названии, зато дает возможность расслабиться. Если вам стало скучно смотреть на графические метаморфозы, происходящие на спящем экране вашего компьютера, то сходное удовольствие вы можете получить на выставке в галерее “Зураб”. Жаль только, что проекция там не всегда хорошо отлажена.