Небесный дисконт

Самолет мечты долетит до “Аэрофлота” не раньше 2014 г./ The Boeing Company

Аэрофлот” заплатит за 22 дальнемагистральных самолета A-350 XWB $2,904 млрд, а за 22 B-787 Dreamliner – $2,906 млрд, сообщил в пятницу “Интерфакс” со ссылкой на материалы к внеочередному собранию акционеров “Аэрофлота”, которое пройдет 4 сентября. Официально компания раскрыла на своем сайте лишь повестку этого собрания – две крупные сделки с Airbus и Boeing по покупке 22 лайнеров у каждой. Но топ-менеджер “Аэрофлота” подтвердил “Ведомостям” сумму контрактов.

Перевозчик подписал их нынешним летом – с разницей в месяц. До этого “Аэрофлот” почти два года решал, чьи самолеты покупать. После заключения сделок была названа лишь каталожная стоимость: 22 A-350 XWB – более $3,5 млрд, 22 B-787 Dreamliner – $3,5 млрд.

Представители головных офисов Аirbus и Boeing отказались назвать “Ведомостям” скидки, которые были предложены “Аэрофлоту”, сославшись на коммерческую тайну.

Скидки варьируются от 15% до 20%, сообщил “Ведомостям” источник, близкий к “Аэрофлоту”. По его словам, другие авиакомпании, в частности Air France и Lufthansa, получают меньший дисконт. В сумму контрактов ($5,81 млрд) кроме стоимости самолетов входит обслуживание депозитов, банковских гарантий и проч., пояснил собеседник “Ведомостей”. При этом таможенные пошлины и НДС, которые составляют почти 40% цены лайнера, в них не учитываются.

По контракту с Boeing “Аэрофлот” может купить как B-787-8 (вместимость – 248 мест), так и B-787-9 (290 мест). Контракт с Airbus предусматривает возможность конвертации A-350-800XWB (270 мест) в A-350-900XWB (314 мест), отмечает “Интерфакс”. Все суда оформлены в финансовый лизинг. При заключении сделок “Аэрофлот” заплатил 1% от суммы контрактов, т. е. $58 млн, уточнил один из топ-менеджеров компании. За два года до поставки лайнеров предстоит очередной взнос – 5% от общей суммы. Непосредственно перед поступлением самолета оплачивается вся его стоимость.

Первый Airbus-350 XWB “Аэрофлот” должен получить в 2014 г., последний – в 2019 г. Первый Dreamliner – в начале 2014 г., последний – осенью 2016 г.

С 2012 г. “Аэрофлот” начнет искать средства на выгодных условиях, рассказывает топ-менеджер авиакомпании. По его словам, будут рассматриваться предложения как иностранных, так и российских банков. Сейчас долговая нагрузка “Аэрофлота” минимальна, отмечает аналитик инвестбанка “Траст” Евгений Шаго: чистый долг перевозчика на конец 2006 г. составлял $558,4 млн, а EBITDA – $474,2 млн. К моменту поставки дальнемагистральных новинок EBITDA “Аэрофлота” должна как минимум удвоиться, уверен Шаго. И такой прибыли “Аэрофлоту” на обслуживание долга по контрактам с Airbus и Boeing должно хватить, считает он.

Скидка в 15-20% просто огромна, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак. Сейчас при дефиците самолетов и огромных очередях на них условия диктуют продавцы, отмечает он. По словам Рыбака, получить выгодную цену “Аэрофлоту” удалось благодаря тому, что он вел переговоры с двумя производителями сразу, что породило между ними конкуренцию. Тем более в глазах Аirbus и Boeing “Аэрофлот” является ключом к перспективному российскому рынку авиаперевозок. Впрочем, получив хорошие скидки, “Аэрофлот” упустил время: сроки поставок лайнеров, о которых шла речь в 2005 г., сдвинулись как минимум на четыре года, говорит Рыбак.