ЦИФРА НЕДЕЛИ: 0,66. Странная гавань


Инвесторы в массовом порядке скупают краткосрочные векселя американского минфина. Доходность трехмесячных бондов в понедельник снизилась на 0,66 процентного пункта до 3,09%. Вчера к 18.30 МСК доходность этих бумаг упала до 2,96%.

Доходность облигаций меняется обратно цене. Когда растет спрос на бумагу (и ее цена), доходность снижается. Столь массовой скупки коротких гособлигаций США не было с краха на фондовом рынке в октябре 1987 г. Тогда индекс Dow Jones за день рухнул почти на 23%.

Еще сильнее упала доходность одномесячных бумаг – инвесторы готовы покупать их практически по любым ценам. Усилия Федеральной резервной системы (ФРС) пока не убедили рынок, что неприятности позади.

В последние 12 месяцев доходность трехмесячных векселей составляла 4,6–5,2%. Несколько месяцев подряд в 2003–2004 гг. она падала ниже 1%. Но это не из-за повышенного спроса на бумаги. Тогда председатель ФРС Алан Гринспэн пытался вернуть финансистам уверенность в собственных силах после тяжелых для рынков 2000–2002 годов. Он снизил процентную ставку ниже инфляции – до 1% – и преуспел. Уверенность вернулась почти ко всем.

Теперь инвестиции, сделанные за несколько оптимистических лет, на грани того, чтобы сгореть и затем испариться. Испуганные финансисты ищут тихую гавань – безопасные финансовые инструменты. Эту роль уже долго с успехом исполняют казначейские бумаги США. Облигации компаний и банков опасны как менее надежные и ликвидные.

Сейчас ставки гособлигаций сильно колеблются, поскольку финансисты еще только пытаются осознать, насколько масштабным будет нынешний кризис, сколько продлится “турбулентность” на рынках. Сколько-нибудь твердого консенсус-прогноза на этот счет пока нет.

Парадокс в том, что сама гавань через некоторое время рискует стать менее гостеприимной. Но это вопрос лет, а не месяцев. У США гигантский дефицит текущего счета (за 10 лет он вырос с 1,7% до 6,5% ВВП) и бюджета. Финансирование первого из этих дефицитов требует, чтобы иностранцы покупали американских ценных бумаг, бондов и прочих финансовых инструментов на $2 млрд в день.

Пока инвесторы верят и в доллар, и в казначейские бонды. Но рано или поздно (скорее поздно) американцам придется оплачивать растущий пока долг. “Страна, больше всех зависящая от желания инвесторов одалживать ей деньги, и одновременно самый большой заемщик мира – это США”, – цитирует WSJ глобального стратега J.P. Morgan Яна Лоуйса. Специально для всех, кто ищет гавань не просто тихую, но и надолго.