Олимпиада вместо макарон


В 2001 г., объявляя о создании в рамках “Интерроса” агропромышленной компании с уставным капиталом $100 млн и оборотным средствами $200 млн, Потанин говорил, что через три года она займет 7% российского рынка зерна, а еще через несколько лет войдет “хотя бы в пятерку мировых лидеров в АПК”. Потанин не скупился: первой покупкой стал гигант “Росхлебопродукт”, созданный в 1992 г. на базе советского Госкомитета по хлебопродуктам. Затем список покупок “Агроса” (95% в нем принадлежит “Интерросу”) пополнили один из крупнейших в Нижегородской области свинокомплексов “Ильиногорское”, Бусиновский мясокомбинат в Москве, доли в Таганском мясокомбинате и ОАО “Смолмясо”, фабрики “Экстра М” в Москве и “Саоми” в Смоленске, 1-я Петербургская макаронная фабрика, три бройлерные птицефабрики в Ставропольском крае и др.

Но бизнес не заладился. В ноябре 2002 г. “Агрос” продал первый актив, “Ильиногорское”, своему прямому конкуренту – “Планете Менеджмент”, сославшись на отсутствие земли и комбикормового завода. “Смолмясо” долго не удавалось поделить с другим совладельцем – “Русагрокапиталом”, и в итоге “Агросу” пришлось обменять свою долю на пакет в Смоленском комбинате хлебопродуктов. Менеджеры зернового направления в 2004 г. перешли работать к конкурентам, а вслед за ними “Агрос” передал и свои элеваторы в совместное предприятие с Louis Dreyfus. Аналитики указывали, что стратегия приобретений “Агроса” оказалась непродуманной: активы были распылены по слишком разным отраслям агробизнеса и большому числу регионов. Ко вчерашнему дню “Агрос” оставался владельцем лишь Первой макаронной компании (в которую выделил “Экстру М”, “1-ю Петербургскую” и “Саоми”) и “Ставропольского бройлера” (три бройлерные птицефабрики, два мясоперерабатывающих комбината и др.).

Вчера “Агрос” объявил о продаже Первой макаронной компании девелоперу “Экоофис”. Участники макаронного рынка, интересовавшиеся этим активом, ранее рассказывали, что “Агрос” просил за него $50–58 млн, причем большая часть стоимости приходилась на землю под фабриками.

“Экоофис” до сих пор был известен лишь как девелоперская компания. В рейтинге крупнейших владельцев коммерческой недвижимости в России, составленном журналом Forbes по итогам 2006 г., “Экоофис” занимает 14-ю строчку (годовая выручка – $64 млн). Площадь его объектов, как указано на сайте группы, – 150 000 кв. м. Президент “Экоофиса”, депутат Мосгордумы Андрей Ковалев вчера заявил “Ведомостям”, что является единственным владельцем.

“Мы намерены развивать <...> макаронный бизнес <...> планируем направить на развитие <...> порядка $70 млн”, – говорится в размещенном вчера на сайте Первой макаронной компании обращении нового собственника. Эти деньги “Экоофис” планирует вложить в маркетинг, развитие брендов и “расширение доли рынка путем покупок и слияний”, поясняет вице-президент “Экоофиса” Татьяна Ковалева. По ее словам, глобальная цель компании – продавать половину всех макарон в России.

“Я не слышал, чтобы в России кто-нибудь столько вкладывал в макароны”, – недоумевает президент АПК “Аркада” Максим Антонов. Он, как и гендиректор компании “Алтан” Валерий Покорняк, убежден, что нового собственника в макаронном бизнесе “Агроса” привлекли земли, на которых находятся “Экстра М” и “1-я Петербургская”. По словам знакомого с состоянием предприятий источника, они занимают примерно 1,7 га в Сокольниках (Москва) и 1,9 га неподалеку от Московского проспекта (Петербург). Московский участок мог обойтись в $8–10 млн, считает директор по инвестициям Panorama Estate Артем Цогоев. Питерский участок директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков оценивает в $2,85–3,8 млн. “Экстра М”, признается Ковалева, может быть перенесена в ближайшее Подмосковье, но не раньше чем через 2–3 года.

Теперь от агробизнеса “Интерроса” остался лишь один актив – “Ставропольский бройлер”, занимающий 18% рынка мяса птицы в Южном федеральном округе и получивший в прошлом году $77 млн выручки. Представители нескольких производителей мяса птицы за последний год рассказывали “Ведомостям”, что эта компания продается. Представители “Агроса” публично это ни разу не подтверждали. Вчера гендиректор “Агроса” Дмитрий Потапенко передал, что “решение о проведении зимней Олимпиады-2014 в Сочи открывает перед “Ставропольским бройлером” дополнительные перспективы”, не учтенные в $115-миллионной инвестпрограмме компании, и компания “не имеет права не воспользоваться благоприятной рыночной ситуацией”.