ВЕКТОР


Заманчивая Россия

В последнее время китайский производитель телекоммуникационного оборудования Huawei сотрудничает в России в основном с операторами фиксированной связи. В начале года компания объявила, что построила межрегиональную транзитную сеть связи для “Уралсвязьинформа”, в апреле – о завершении строительства федеральной сети междугородной связи для “Транстелекома”. А вот крупных контрактов с сотовыми операторами Huawei в последнее время не заключала. В ближайшие год-два “большой тройке” – МТС, “Вымпелкому” и “Мегафону” – предстоит потратить по $300–350 млн на строительство сетей мобильной связи третьего поколения, но удастся ли Huawei поучаствовать в дележе этого пирога, выяснится позднее (сотовые компании только начали объявлять тендеры на поставку 3G-оборудования). Пока же она пытается выйти хотя бы на российский рынок 3G-телефонов: с сентября Huawei обещает начать поставлять их в нашу страну. Эксперимент с продажей в России обычных GSM-телефонов у Huawei не удался, но есть шанс, что она сможет занять нишу в сегменте трубок 3G. Благо лидеры – Nokia, Samsung, Motorola, Sony Ericsson – пока не спешат расширять в нашей стране ассортимент 3G-телефонов. Другая забота Huawei – как наладить в России продажи трубок стандарта CDMA-450, где сейчас правят бал корейские бренды Ubiquam и Pantech. Китайская компания ведет переговоры с акционерами единственного российского CDMA-оператора “Скай Линк” – АФК “Система” и RTDC – о выкупе у них части акций оператора. Инициатором переговоров выступила именно Huawei, уверяет пресс-секретарь АФК Светлана Витковская. Если сделка состоится, китайскому поставщику будет проще продавать абонентам “Скай Линк” свои аппараты.

Палка в колеса “Рособоронэкспорта”

НПО “Сатурн”, разработчик большинства российских авиадвигателей, и Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) подписали вчера на МАКСе меморандум о создании на паритетных началах управляющей компании. Это первый шаг в преддверии объединения компаний и перехода их на единую акцию. Говорить о коэффициенте обмена акций “Сатурна” и УМПО рано. Пока, как признает источник в “Сатурне”, не начата даже оценка активов. Казалось бы, этот шаг отвечает планам государства. 11 августа с участием Владимира Путина в Петербурге прошло совещание о проблемах авиадвигателестроения, после которого зампред военно-промышленной комиссии при правительстве Владислав Путилин объявил о планах “построить” двигателестроение в четыре холдинга, крупнейший из которых подконтрольный “Рособоронэкспорту” “Оборонпром” организует на базе Пермского моторостроительного комплекса, УМПО и “Сатурна”.

Необходимость интеграции УМПО и “Сатурна” признают все – эти предприятия и так очень тесно связаны производственной кооперацией, и в результате слияния появится компания с объемом продаж $1 млрд. Но гендиректор и совладелец “Сатурна” Юрий Ласточкин хочет сохранить самостоятельность. Переговоры с “Оборонпромом” о выкупе доли частных акционеров “Сатурна” велись еще в прошлом году, но в начале года “Сатурн” прямо назвал в пресс-релизе этих подчиненных Сергея Чемезова “псевдогосударственной” структурой. По словам менеджера “Рособоронэкспорта”, заявление о слиянии с УМПО – демарш “Сатурна”, который нацелился на размывание доли государства в обеих компаниях и срыв интеграционных усилий “Оборонпрома”. Но едва ли Ласточкину удастся ускользнуть от “Рособоронэкспорта” – административного ресурса последнего хватает на компании с куда большей капитализацией, чем “Сатурн”. Кроме того, на “Оборонпром” будет оформлена госдоля в “Сатурне” (37%), так что госкомпания вполне сможет помешать объединению конкурентов.