Сезонное отключение


Президент небольшой производственной компании из Кливленда заявил менеджеру по маркетингу, что не будет выходить на связь в течение недельного африканского сафари. Но в середине недели менеджер получил от начальника голосовое сообщение, в котором тот интересовался, выполнил ли менеджер задание, и давал следующее поручение. “Я почувствовал, что он во мне сомневается, – обижается менеджер по маркетингу. – Когда начальник вернулся из отпуска, я спросил, как ему удалось связаться со мной из джунглей. И тогда босс признался, что запрограммировал сообщение еще до отъезда”. Сытый по горло такой опекой, менеджер вскоре нашел себе другую работу.

“Хорошо понимаю менеджеров, которых раздражает дистанционный контроль находящегося в отпуске начальства, – говорит исполнительный директор компании “Коллекция приключений” Александр Нефедов. – Любой руководитель должен растить себе подходящую смену. Невозможно оценить работу подчиненных, если не делегировать им полномочия”. Сам Нефедов предпочитает активный отдых в отрыве от цивилизации и старается во время отпуска максимально переключать работу на сотрудников. Даже там, где мобильная связь возможна, он решительно отключает сотовый.

“Наиболее успешные руководители считают, что сотрудники не нуждаются в постоянном контроле, – говорит Майкл Манкинс, партнер консалтинговой компании Bain & Co. – Те, кто не может отойти от дел ни на день и считает, что без них невозможно принять ни одного решения, никогда не дадут полностью раскрыться подчиненным”.

Президент компании Biolink Solutions Юрий Логачев обычно отдыхает две недели летом и две зимой. “Мобильный я не выключаю, но подчиненные стараются мне не звонить. Сам я тоже никогда не звоню и не контролирую их. Названивание из отпуска – признак плохого руководства”, – убежден Логачев.

Проверка отъездом

Майкл Бонсиньор, ушедший с поста генерального директора компании Honeywell, считает, что руководители должны больше бояться собственной незаменимости, чем того, что в них не будут нуждаться. “Руководители тратят столько сил и энергии на поиск и подготовку сотрудников, что должны иногда позволить себе уехать и проверить, как работает созданная ими система управления, оставив принятие решений на других”, – говорит он. Будучи генеральным директором, Бонсиньор так и поступал, уезжая несколько раз в году на рыбалку.

Он признает, что из-за современных технологий руководителям крайне трудно расстаться с работой хотя бы на день. Ему приходилось рыбачить в компании других руководителей. “Они сходили с гидросамолета и первым делом проверяли, работают ли сотовые”, – говорит Бонсиньор. Сам факт, что они могут так легко связаться с офисом из любой точки мира, не дает спокойно забыть о делах.

Владелица компании “Скарлет” и аукционного дома “Жизнь кукол” Марина Бушуева предпочитает цивилизованный отдых, поэтому и мобильная связь, и интернет всегда в ее распоряжении. “Из любой гостиницы я могу получить доступ к программе отчетности, телефон не отключаю, но подчиненным не звоню. Они сами мне также не будут звонить из-за ерунды, тем более что перед отпуском я провожу планерку, на которой даю сотрудникам задания на все время моего отсутствия”, – рассказывает Бушуева. Она признается, что, даже присутствуя на рабочем месте, “не вникает в текучку”, и добавляет, что “если компания не способна работать без руководителя, то это плохая компания и плохой руководитель”.

Генеральный директор компании Begin Group Ольга Гозман, уезжая в отпуск, делегирует основные управленческие функции топ-менеджерам и чувствует себя при этом спокойно. “Я предпочитаю каждый вечер просматривать финансовый отчет, чтобы иметь представление о том, что происходит в компании”, – признается Гозман. Логачев из Biolink Solutions также на отдыхе старается регулярно выходить в интернет.

Отряд не заметил потери бойца

Дэн Амос, генеральный директор Aflac, страховой компании из Джорджии, говорит, что еще 10 лет назад на семинаре его учили не контролировать каждый шаг подчиненных. Но в процессе работы он понял, что руководителям высшего звена, которые не могут позволить себе полностью отключиться от работы, необходимо найти компромисс. “Вы можете сказать, что не хотите, чтобы вам звонили, но ваши сотрудники, коллеги и руководители должны иметь возможность позвонить в случае необходимости”, – говорит он. Во время отпуска несколько лет назад он взял с собой за Полярный круг спутниковый телефон, по которому с ним можно было связаться. Ему никто не позвонил, “но случись землетрясение в Японии”, где Aflac является страховой компанией номер один, “или еще какой-нибудь катаклизм, мне нужно было бы узнать об этом”, объясняет Амос. Он уверен, что носить с собой BlackBerry – это плюс, хотя он старается не звонить в офис в ту же минуту, как где-нибудь приземлится: когда под рукой есть средство связи, можно не беспокоиться и не испытывать чувства вины из-за длинного уикенда.

Стихийное бедствие, безусловно, уважительная причина для звонка руководителю. Хотя Нефедов из “Коллекции приключений” считает иначе. “При грамотно построенной работе подчиненные не должны замечать отсутствия начальника в течение двух недель”, – убежден Нефедов. Для исчезновения на более длительный срок нужно подготовить сменщиков, способных принимать стратегические решения.

“Чем лучше человек отключится от проблем во время отпуска, тем лучше он потом включится обратно, – формулирует простое правило Нефедов. – Во время отпуска руководитель должен испытать новизну ощущений, желательно с элементами экстрима – серьезно повышает креативность. Вернувшийся из такого отпуска руководитель способен посмотреть на работу компании и на подчиненных новыми глазами”. О том, какими глазами уставшие подчиненные посмотрят на свежеотдохнувшего начальника, руководители компаний умалчивают. (При подготовке статьи использованы материалы WSJ.)