ВЕКТОР


Казанский налог

Вчера министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин сообщил, что Сбербанк согласился выдать Госжилфонду республики кредит в 2 млн руб. на семь лет под 5%. По его словам, которые приводит “Интерфакс”, министерство ведет сейчас переговоры о подобном кредите с Банком Москвы. Госжилфонд ведет программы льготного кредитования и обеспечения жильем молодых семей и специалистов республики. Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву понравилось решение Сбербанка. По его мнению, к льготному кредитованию программы социальной ипотеки должны присоединиться все банки, действующие на территории Татарстана. “Мною дана команда разработать нормативы всем банкам, которые присутствуют в Татарстане, по предоставлению кредитов на социальную ипотеку. Это будет их вклад”, – заявил Шаймиев.

Сбербанк действительно выдал кредит на льготных условиях. 5% – это ставка по краткосрочным облигациям Банка России, который не может обанкротиться даже теоретически. Правительство России и то занимает дороже, выпуская ОФЗ. С другой стороны, высокой платой за работу на рынке Татарстана – одного из самых больших и богатых российских регионов – недополученные проценты (в случае Сбербанка – примерно 100 млн руб. в год) не назовешь. Проблема лишь в том, что по российским законам нет и не может быть такой платы.

Асимметричный ответ

Администрация Ростовской области отказала турецкой Kurum Holding в строительстве электрометаллургического завода в Волгодонске стоимостью $150 млн. Завод мог бы производить 3 млн т продукции в год для строительной отрасли. Но чиновники оказались категоричны. “Вопрос решен окончательно”, – говорится в пресс-релизе обладминистрации. Причина отказа выглядит совсем не по-российски: ростовчане озаботились влиянием этого проекта на окружающую среду, против выступали и жители города.

Kurum Holding – не новичок в металлургии: ее заводы расположены в Турции, Албании и Косове. Да и электрометаллургическое производство гораздо менее вредно для экологии, чем доменное на крупнейших российских сталелитейных предприятиях. Так что до сих пор региональные власти не возражали против строительства новых заводов. К примеру, “Северсталь” планирует запустить в Нижегородской и Саратовской областях электрометаллургические заводы мощностью 1 млн т каждый. Местные чиновники уже одобрили проекты. Так что решение ростовчан своего рода прецедент. Возможно, турецким инвесторам стоило для начала заручиться поддержкой какого-нибудь российского партнера? Ведь в этом месяце СП с турецкой компанией Atakas создал Магнитогорский меткомбинат. Вместе они хотят построить в Турции сталепрокатный завод мощностью 2,6 млн т в год стоимостью не менее $1 млрд. Турецкие власти вроде бы не против.

Нужна ли новая труба?

В начале года Россия была вынуждена временно приостановить экспорт нефти в Европу по трубопроводу “Дружба” из-за самовольного отбора Белоруссией сырья из транзитной трубы. После этого было принято решение построить вторую ветку Балтийской трубопроводной системы (БТС) из Унечи до Приморска, чтобы избежать зависимости от соседа. Это решение 21 мая одобрило правительство. “Транснефть” приступила к проектированию проекта, но его ТЭО до сих пор нет. Все дело в том, что “Транснефть” и Минпромэнерго не могут определиться с мощностью трубы, рассказал “Ведомостям” замминистра промышленности и энергетики и член совета директоров “Транснефти” Андрей Дементьев.

“Решения об объеме, который должен будет прокачиваться по системе, нет, а это значит, что мы не можем выйти на экономику проекта. Разброс объема большой – от 20 млн т до 50 млн т”, – сказал он. Из заявления Дементьева можно сделать вывод, что судьба “Дружбы” не решена и, возможно, значительно снижать по ней поставки Россия не собирается, считает аналитик “КИТ Финанс” Константин Черепанов. Политические страсти с Белоруссией пока улеглись, а “Дружба” удобна тем, что привязана к НПЗ в Восточной Европе и Германии, говорит эксперт. К тому же большие мощности БТС-2 потребуют от “Транснефти” больших инвестиций. А деньги монополии сейчас нужны, как никогда, для реализации масштабного проекта Восточная Сибирь – Тихий океан.