Дерипаска просит защиты


В мае подконтрольная Олегу Дерипаске и аффилированная с “Базовым элементом” (“Базэл”) Rasperia Trading приобрела 3% акций Hochtief. А вскоре компания увеличила свою долю до 9,99%. По оценкам экспертов, весь пакет мог обойтись Дерипаске в 550 млн евро.

Как выяснилось, этим пакетом Дерипаска ограничиваться не хотел. Вчера “Базэл” объявил, что в марте вел переговоры о покупке 25,08% у мюнхенской инвесткомпании Custodia Holding. Как говорится в сообщении компании, 12 марта стороны подписали предварительное соглашение о сделке. Но 20 марта в нарушение этих договоренностей Custodia продала свою долю испанскому застройщику Actividades de Construccion y Servicios (ACS) за 1,26 млрд евро.

Российский бизнесмен не смирился. Rasperia Trading подала в региональный суд Мюнхена иск против Custodia Holding, обвиняя ее в нарушении преимущественного права приобретения акций Hochtief. Custodia принадлежит крупному предпринимателю Августу фон Финку, владевшему блокпакетом Hochtief еще в 1980-е гг. Позднее он сократил свою долю в компании, а в феврале 2006 г. вновь довел ее до 25%. “Rasperia и “Базэл” предложили Custodia переговоры, но попытка избежать судебного процесса, к сожалению, не принесла никакого результата”, – говорится в сообщении “Базэла”. В ответ Custodia заявила, что совет директоров компании считает жалобу неверной и полностью необоснованной.

Если дело обстояло так, как излагается в заявлении “Базэла”, компания Олега Дерипаски имеет шанс на победу, считает старший партнер “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Партнер юридической фирмы Beiten Burkhardt Флориан Шнайдер говорит, что исход дела будет зависеть от того, посчитает ли суд договоренности между “Базэлом” и Custodia соглашением о намерениях либо предварительным соглашением о купле-продаже. “Если это соглашение о намерениях, то оно не имеет юридической силы и не влечет никаких обязательств, – говорит юрист. – Если это предварительное соглашение, то многое зависит от его текста. Если у продавца уже нет акций, они проданы, то несостоявшийся покупатель может потребовать возмещения ущерба, но в этом случае ему нужно этот ущерб доказать”.

Но, вероятнее всего, в деле есть какие-то нюансы, о которых в заявлении “Базэла” не упоминается, в противном случае поведение Custodia выглядит слишком странно, считает Валерий Тутыхин. По его мнению, компенсация как минимум будет равна сумме убытков, которые “Базэл” сможет доказать. Либо, если сумма была прописана в предварительном соглашении, компенсация будет исчисляться исходя из нее.

Флориан Шнайдер говорит, что Дерипаска может посчитать ущерб от того, что не смог участвовать в получении дивидендов этой компании, а также участия Hochtief в крупных проектах. Один из конкурентов Hochtief уточняет, что дивиденды компании не настолько большие, чтобы за них “ломать копья”. С другой стороны, ее акции растут, говорит собеседник “Ведомостей”. С 12 марта капитализация Hochtief повысилась на 10,44% с 4,56 млрд до 5,03 млрд евро, а бывший пакет Custodia подорожал на 120 млн евро (с 1,26 млрд до 1,14 млрд евро).

Ранее гендиректор “Базэла” Гульжан Молдажанова комментировала, что партнерство с Hochtief позволит “максимально использовать самый передовой международный опыт для развития транспортной инфраструктуры в России”. “Базэл” рассчитывал, что Hochtief будет в основном участвовать в аэропортовых проектах группы на юге России. “Компания рассчитывала зарабатывать и как акционер”,–- говорит источник в “Базэле”. Пока у Hochtief в России всего три проекта: реконструкция аэропорта “Шереметьево”, строительство железнодорожной станции в “Шереметьево-2” и стадиона “Спартак”.