Условно-заочно

О. Королев

Тверской районный суд санкционировал арест Гуцериева 24 августа, в тот же день, когда следователи ходатайствовали об аресте, сообщила “Ведомостям” помощник председателя суда Ольга Зайцева. Подтвердила это и руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. Санкция понадобилась “из-за нарушения условий ранее избранной меры пресечения в виде подписки о невыезде”, сообщил в пресс-релизе Следственный комитет при МВД. По данным следствия, Гуцериев выехал за границу – и 6 августа был объявлен в международный розыск, добавил близкий к комитету источник. Эту информацию не стали комментировать в “Русснефти”, связаться с адвокатами Гуцериева и с ним самим вчера не удалось. Два знакомых Гуцериева сообщили, что тот находится в Баку.

Генпрокуратура в 2006 г. возбудила уголовные дела по факту незаконного предпринимательства в отношении “дочек” “Русснефти”. А в январе 2007 г. Следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту неуплаты “Русснефтью” налогов в особо крупном размере. Самому Гуцериеву предъявили обвинения в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве (ст. 199.2 и 171.2 Уголовного кодекса). ФНС обратилась в московский арбитраж с исками к фирмам – акционерам “Русснефти”, требуя признать недействительными сделки по купле-продаже акций между ними. Сами акции ФНС потребовала взыскать в доход государства, а следователи МВД добились ареста 100% “Русснефти”. Новость об ордере на арест Гуцериева обвалила котировки облигаций “Русснефти” (с погашением в 2010 г.): в течение первого часа котировки бумаг опустились с 90% до 85,1% от номинала. Доходность облигаций по итогам дня выросла с 17,34% до 24,52%.

В июле Гуцериев договорился о продаже “Русснефти” владельцу “Базэла” Олегу Дерипаске. Заключив сделку, продавец сразу покинул страну, говорят два знакомых с Гуцериевым предпринимателя. Один из них поделился с “Ведомостями” деталями сделки: общая сумма составила $9 млрд, из которых Гуцериев получил около $3,5 млрд, а часть средств должна была пойти на погашение долгов “Русснефти” перед швейцарским трейдером Glencore и Сбербанком. При этом Glencore получил в результате сделки 25% “Русснефти”, а Дерипаска – пакет не меньше контрольного, уточняет собеседник “Ведомостей”. Источник, близкий к Кремлю, также говорил недавно “Ведомостям”, что Дерипаска уже оплатил покупку и арест акций “Русснефти” – попытка помешать сделке с “Базэлом”.

Подтвердить эту информацию у покупателя не удалось: источник, близкий к акционерам “Базэла”, не стал ее комментировать. Ранее “Базэл” сообщал, что 27 июля обратился в ФАС за одобрением сделки по покупке “контрольного пакета” нефтяной компании и ждет ответа в течение месяца. Руководитель ФАС Игорь Артемьев в начале августа заявил, что “Базэл” подал не ходатайство, а заявление о намерении и ведомство пока с ним не работает. Вчера представители ФАС не комментировали ситуацию.

Если Гуцериев в Баку, проблем с его передачей российским властям быть не должно – если у них серьезная доказательная база, отмечает член Азербайджанской коллегии адвокатов Самир Исаев. Но бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко считает, что санкция на арест – формальность, которую вынуждены были соблюсти следователи. С Гуцериевым, недавно потерявшим 22-летнего сына Чингисхана, поступили мягче, чем с владельцами ЮКОСа, – ему явно “дали уехать”, считает Темерко. Один из знакомых Гуцериева, бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев, не уверен, что для предпринимателя вся эта история так просто закончится. “Но хочется, чтобы она не закончилась так же, как для Михаила Ходорковского [он отбывает восьмилетний срок в колонии общего режима]”, – рассуждает он. Ведь это ударит по имиджу России, заключает Селезнев.

Представитель Гуцериева Эдуард Саркисов, а также представители “Базэла”, Генпрокуратуры и Следственного комитета не комментировали ситуацию.