ВЕКТОР


Переоценил себя

Поволжский сотовый оператор СМАРТС распространил заявление, в котором оценил стоимость 95% своих акций примерно в $1 млрд. Судить, насколько адекватна эта оценка, трудно: последний отчет по МСФО компания опубликовала за 2004 г., а ее отчетность по РСБУ за 2006 г. отражает только данные головной компании в Самаре (выручка – 2,9 млрд руб., чистая прибыль – 28 млн руб.). Показатели “дочек” СМАРТС, работающих еще в 15 регионах, в ней не учтены. В пересчете на абонента (более $260 за пользователя) оценка в $1 млрд кажется высокой. Дороже в России платил лишь “Вымпелком”: он выложил более $400 за каждого абонента иркутского оператора “Северная корона”. МТС в июле 2006 г. купила “Дагтелеком” исходя из расчета $176 за абонента. Исходя из вчерашней капитализации МТС и “Вымпелкома” инвесторы оценивают их абонентов в $320 и $370 соответственно, но они заслуживают премии – хотя бы потому, что работают еще в нескольких странах и являются публичными компаниями. А СМАРТС теряет долю рынка: в начале 2005 г. компания занимала пятое место по числу абонентов в России, а сейчас едва входит в шестерку. Основной владелец СМАРТС Геннадий Кирюшин много лет ведет переговоры о продаже компании, но безуспешно – просит слишком много. Цена может только снижаться: операторы “большой тройки” работают почти во всех регионах присутствия СМАРТС, еще один потенциальный покупатель – Tele2 может побороться за лицензии на конкурсах.

На всех не хватит

“АвтоВАЗ” обещает осенью объявить о партнерстве со стратегическим инвестором, которому готов продать до 25% акций. Гендиректор ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергей Чемезов ранее заявлял, что кроме иностранных автоконцернов Renault или Fiat им может стать кто-то из российских металлургов. Оказалось, это не взаимоисключающие варианты. Вместо одного стратегического инвестора у завода могут появиться сразу два, рассказал высокопоставленный источник на “АвтоВАЗе”. Им может стать и кто-то из западных концернов, способных предоставить “АвтоВАЗу” новую платформу автомобиля или двигатель. Или сталевары, готовые обеспечивать “АвтоВАЗ” качественным автолистом или, на худой конец, просто деньгами. Renault и Fiat по-прежнему в числе претендентов на акции “АвтоВАЗа”, утверждают источники на заводе. Из металлургов консультации велись с совладельцем “Газметалла” Алишером Усмановым и “Северстали” Алексеем Мордашовым. Оба, по словам источника, пока думают. Смысл обеих сделок понятен. Но есть одна загвоздка. “Рособоронэкспорт” после раскольцовки собственности на “АвтоВАЗе” получит 75% акций автоконцерна. Чемезов же раньше говорил, что ФГУП готов снизить свою долю только до контрольной. Значит, двум инвесторам пришлось бы делить между собой блокпакет. Не многие на это пойдут. Так что “Рособоронэкспорту” лучше все же выбрать только один из вариантов.