Парамонова уходит из ЦБ


О том, что Татьяна Парамонова со следующей недели прекратит работать первым зампредом ЦБ, рассказал один из ее знакомых. Эту информацию подтвердил сотрудник Банка России. Принципиально вопрос об увольнении Парамоновой был решен месяц назад, уверяет один из банкиров. Знает о том, что с сентября Парамонова покинет ЦБ, и ее бывший начальник, экс-председатель ЦБ Виктор Геращенко.

Получить комментарии Сергея Игнатьева, а также пресс-службы ЦБ вчера вечером не удалось. В приемной Парамоновой сообщили, что на работу из отпуска она выйдет лишь сегодня. Дальнейшие ее планы секретарь обсуждать отказалась.

“Парамонова уволена с 3 сентября, причем не по собственному желанию, а по причине сокращения штата”, – рассказывает близкий к ЦБ источник. Для Парамоновой это не впервой – по той же причине она покинула ЦБ в 1997 г.

До этого она два года руководила Центробанком в должности и. о. председателя. Ее Парамонова получила в результате черного вторника 1994 г. Тогда курс рубля за день рухнул почти на 30% и Виктор Геращенко ушел в отставку.

От неприятной приставки Парамонова так и не избавилась – Дума не утвердила ее председателем ЦБ. Это кресло в конце 1995 г. досталось Сергею Дубинину. Она была реальным претендентом на пост руководителя, вспоминает президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, но у нее не было как союзников среди политиков, так и поддержки среди крупнейших банков.

После отставки Парамонова чуть больше года проработала в коммерческих банках – Элбим-банке и Российском национальном коммерческом банке. В ЦБ ее вернул Виктор Геращенко, занявший пост председателя после кризиса 1998 г.

В 2002 г. Геращенко сменил Сергей Игнатьев. Парамонова осталась в ранге первого зампреда ЦБ, но ее влияние стало уменьшаться. У Геращенко было два первых зама. Арнольд Войлуков курировал налично-денежное обращение, а Парамонова – все остальное. Игнатьев ввел должности еще двух первых заместителей – по денежно-кредитной политике (Олег Вьюгин, сейчас – Алексей Улюкаев) и банковскому надзору (Андрей Козлов, сейчас – Геннадий Меликьян).

У Парамоновой не складывались отношения с новой командой. Банкиры вспоминали, что она не стеснялась критиковать других руководителей ЦБ – и не только за глаза. Более жесткими были ее высказывания на закрытых совещаниях в ЦБ, уверяют источники в ЦБ.

В прошлом году Игнатьев отказался выдвинуть Парамонову в совет директоров ЦБ. “У нее не все получается”, – объяснил тогда Игнатьев и пообещал дальнейшую судьбу первого зама обсудить с ней с глазу на глаз.

Результат не стал неожиданным для Геращенко: “Им удобнее без нее – она свой язык никуда не засовывает”. Парамонова имеет на это право, к ее словам стоит прислушиваться – людей более знающих, прошедших через все основные подразделения, в российском ЦБ нет, убежден Геращенко.

Парамонова – жесткий человек, но не оторвана от действительности, отмечает член Национального банковского совета Глеб Фетисов, она не “заматывала” решения, а всегда вникала в ситуацию и стремилась найти компромисс. Она уходит, выполнив две поставленные перед ней задачи: запуск системы расчетов в реальном времени и приближение отчетности к международным стандартам. “Это характеризует ее профессионализм и ответственность”, – подчеркивает Фетисов.

Чем займется Парамонова, собеседникам “Ведомостей” не известно. Сидеть сложа руки она точно не будет, убежден Геращенко.

Вероятно ее появление в окологосударственных структурах, прежде всего в РЖД, говорит источник в ЦБ. “Парамонова обсуждала этот вопрос с [президентом РЖД Владимиром] Якуниным”, – уверяет знакомый Парамоновой. Она дружит с женой Якунина, добавляет источник из окружения Парамоновой. “Мы слухи не комментируем”, – заявил пресс-секретарь Якунина Михаил Гончаров. Связаться с Якуниным вчера не удалось. Про решение о назначении Парамоновой не было слышно, но она вполне может стать советником Якунина, предполагает менеджер РЖД.