Не только правда


ИЭПП в августе опросил менеджеров 710 российских промышленных предприятий. Вопрос, насколько стоит доверять официальной отчетности предприятий при анализе реального положения дел в промышленности, лаборатория конъюнктурных опросов ИЭПП задает раз в год с 2001 г.

Наименее достоверной компании называют свою отчетность о финансовом состоянии. 48% предприятий считают ее достоверной, 23% – не очень. Но тех, кто считает, что финотчетность искажена, стало меньше – пять лет назад недостоверной отчетность признавал 31% опрошенных.

Не слишком стоит доверять и отчетности по занятости и зарплате, считает четверть опрошенных (достоверна – 53%). В отношении зарплат количество скептиков за последние пять лет уменьшилось с 31% до 25%.

Данные о распределении акций вызывают сомнение у 14% респондентов (пять лет назад – 19%).

Еще большего доверия заслуживает информация о капитальных вложениях. Доля респондентов, считающих недостоверной и эту информацию, за пять лет упала с 14% до 9%.

Самая достоверная информация – о выпуске и отгрузке. За четыре последних года доля опрошенных, не вполне ей доверяющих, упала с 12% до 7%.

Чаще всего, утверждают опрошенные, искажается отчетность у предприятий лесной, легкой промышленности и в стройиндустрии. А самые правдивые – энергетические, металлургические и химические компании. Достоверность отчетности о распределении акций и о финансах практически не зависит от размера предприятия, замечает завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭПП Сергей Цухло.

Более половины предприятий искажают отчетность не специально, а просто потому, что она “сложная и противоречивая” (51%), либо из-за нехватки квалифицированных бухгалтеров (6%). Остальные делают это сознательно, пытаясь снизить налоговую нагрузку (38%) или повысить инвестпривлекательность компании (14%).

Главные причины искажений – низкая квалификация бухгалтеров, а также желание скрыть правду от налоговиков и инвесторов, говорит Агван Микаелян из “Финэкспертизы”. Российские правила бухучета просты, а международные стандарты финотчетности противоречивы, отмечает главбух промышленного предприятия. Изменения в них доходят до предприятий с большим опозданием.

Чаще всего для ухода от налогов используют схему завышения расходов, отмечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Иногда, наоборот, отчетность искажают для увеличения налогооблагаемой базы, чтобы избежать проблем с инспекцией, замечает Микаелян. Для промышленных предприятий улучшение отчетности – необходимость, ведь при плохих показателях банк может потребовать досрочного погашения кредита, замечает сотрудник промышленной компании. Но на эти высокие показатели реагируют налоговики, требуя больше налогов, сожалеет он.

Банки и инвесторы не станут ориентироваться на отчетность по российским стандартам, зато на нее смотрят налоговики, замечает Костальгин. Росстат собирает все отчеты и выводит средние показатели по отраслям, а налоговики на их основе отбирают компании для проверки. Но если отчетность недостоверна, то и критерии проверок неверны, добавляет он.

Для инвесторов данные отчетности еще не повод вкладывать деньги. Это лишь первичный инструмент, инвесторов больше интересуют оценки рейтинговых агентств, говорит вице-президент “Атон Менеджмента” Вадим Сосков. На управленческую отчетность больше смотрит и Олег Царьков, управляющий партнер Renova Capital. Публичные компании почти не искажают отчетность, а с другими компания не работает, говорит президент УК “Тройка Диалог” Павел Теплухин. Окончательное решение принимается по итогам аналитических заключений и переговоров с менеджерами компаний, добавляет он.