Дорогие эмигранты

Во всем мире растет спрос на укороченные программы MBA. Почему россияне предпочитают классику

Число российских граждан, желающих получить западный MBA, снижается все последние годы. Так, по данным компании Craduate Management Admission Council (GMAC), принимающей обязательный для поступления в большинство западных бизнес-школ тест GMAT (что это за тест, см. в справке), в 2000 г. проживающие в России граждане сдали 918 таких тестов, в 2006 г. – только 635. С учетом того, что каждый кандидат в 2006 г. пересдавал тест в среднем 2,6 раза, а еще 20% сдают его для других целей, можно предположить, что число поступающих в западные школы россиян – около 200 человек в год.

«Когда экономический рост затормаживается, люди начинают поступать в бизнес-школы. И наоборот: пока экономическая ситуация стабильна, количество желающих уменьшается», – объясняет эту ситуацию Марина Маррей, менеджер по прикладным исследованиям GMAC.

«Отправляясь получать образование, люди принимают во внимание opportunity cost – т. е. упущенную выгоду от потерянной зарплаты в ее динамике. Сейчас у россиян нет возможности вырваться из страны на два года. Но как только начнется рецессия, повысится и интерес к бизнес-образованию», – полагает выпускник INSEAD Леонид Барон, директор Института социально-экономического и инвестиционного проектирования.

Сейчас зарплаты в России растут. По данным Ernst & Young, опросившей 167 компаний, за 12 месяцев по июль 2007 г. они увеличились в среднем на 11% (примерно на 4% быстрее инфляции). Российский ВВП также последние годы стабильно растет. По данным Росстата, в 2001 г. он составил 8 трлн руб., а в 2006 – 22 трлн руб.

В Италии число желающих учиться, напротив, за последние шесть лет выросло примерно на 50%. Вместе с тем у этой страны высокий уровень госдолга (в 2006 г. – 106,8% ВВП), часто меняется правительство и практически не растет ВВП.

Пожалуйста, покороче

В мире количество желающих учиться менеджменту также падает: с 2000 по 2006 г. снижение на 16%. Всего каждый год GMAT сдают более 60 000 человек, из которых больше половины – американцы (110 000 тестов из 204 000).

При стабильно растущей в последнее время экономике бизнесмены всего мира предпочитают укороченные (part-time, Executive MBA) и дистанционные формы МВА. Согласно GMAC, число желающих поступить на full-time MBA в мире с 2001 по 2006 г. уменьшилось на 17% (данные за 2007 г. пока неизвестны). Количество намеренных поступить на part-time MBA также снизилось – на 12%. Зато число кандидатов на программу EMBA по всему миру возросло на 507%.

Опрос самих бизнес-школ, проведенный в этом году GMAC, подтверждает, что больше всего растет интерес к модульным и краткосрочным программам, таким как on-line MBA и EMBA. На последнем месте – традиционные full-time программы.

«В Европе и Америке сейчас складывается удивительная ситуация: обучаться по программе full-time больше хотят иностранцы», – рассказывает Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ, который недавно вернулся из поездки по западным бизнес-школам. Рынок труда стал более динамичным, и уходить в учебу на год-два стало опасно. Например, те, кто получил степень Bachelor of Business Administration в Wharton, делают карьеру быстрее, чем выпускники МВА. Первые в 22 года закончили обучение и уже делают карьеру. А вторые только в 26 лет поступают, в 28 заканчивают. Да и требования к руководителям поменялись: от них ждут навыков и компетенций, лидерских качеств, а не теоретических знаний и диплома, думает Евенко.

Вопреки тенденции

Но россияне укороченными форматами не интересуются. Большинство наших граждан ищут за рубежом программы full-time, говорит Рейчел Эджингтон, директор по маркетинговым исследованиям и анализу GMAC.

У нас многие воспринимают MBA как хороший способ эмиграции. «Я видел статистику некоторых школ, в соответствии с которой выпускники full-time МВА меняли работу практически в 100%, а EMBA – в 60–70%», – говорит Леонид Барон.

«Обучение в топовых бизнес-школах, с тем чтобы потом вернуться, на мой взгляд, смысла не имеет, – говорит Валентин Каневский, выпускник Kelley School of Business (Indiana University), контролер «Интелинкс Си Ай Эс». – Проще остаться в Америке, где зарплаты выше и проще вернуть вложенные в образование деньги» (данные о зарплатах см. на стр. В4).

Косвенно намерения наших соотечественников не возвращаться подтверждают данные по странам и университетам, в которые они хотят уехать. Чуть менее 70% россиян стремятся за знаниями в США, где находится большинство признанных бизнес-школ (шесть лет назад их было 76%).

Именно в Америке и Великобритании выпускники MBA сейчас могут рассчитывать на самые высокие зарплаты. В Англии даже лучше, говорит, Грэхем Хасти из London Business School: «Рынок труда специалистов с МВА в Европе находится на рекордно высоком уровне. А при текущем курсе доллара к фунту в Великобритании сейчас самые высокие зарплаты для МВА во всем мире».

Общество знания

В России full-time MBA так и не прижился, у нас нет ни одной программы с дневным обучением – на это никто не тратит время. По данным Российской ассоциации бизнес-образования, количество выпускников аккредитованных российских бизнес-школ с 2004 по 2006 г. выросло примерно в 1,5 раза – до 3676 (прогноз на 2007 г. – более 4100).

Дистанционное образование, по данным Георгия Саатчяна, заместителя директора компании «Виртуальные технологии в образовании», пока мало развито. Зато примерно каждый пятый слушатель, по оценке Begin Group, учится по программе EMBA. В 2003 г. в Москве и Санкт-Петербурге лишь три бизнес-школы предлагали ЕМВА (стоимостью $7000–12 000). Но спрос рождает предложение, и сейчас их уже 12. Стоимость российских ЕМВА варьируется в пределах $7000–33 000 и приближается к цене лучших 100 full-time MBA за рубежом ($20 000–100 000).

Спрос на такие программы создается бизнесменами, которым около 40 лет: они морально не готовы учиться вместе с подчиненными своих друзей, объясняет Александр Сергеев, руководитель программы EMBA ММВШБ «Мирбис». Леонид Евенко считает, что российский бизнес вступает в «общество знания», когда профильное образование становится необходимым конкурентным преимуществом.