Не ради денег – ради драйва

Даже заработав на безбедную старость, серийные предприниматели не могут остановиться

Пять лет назад Том Скотт и Том Ферст, основатели компании Nantucket Nectars, поняли, что им больше никогда не нужно будет работать. Сначала они продали значительную часть акций производителю клюквенного сока Ocean Spray Cranberries, а в марте 2002 г. уже весь бизнес приобрела Cadbury Schweppes. Получив на двоих около $100 млн, друзья намеревались уйти в отставку, хотя им было всего чуть больше 30 лет.

Но сегодня Скотт и Ферст заняты новыми предприятиями. Скотт возглавляет нью-йоркский телеканал Plum TV. Ферст руководит новой компанией O Beverages, которая предлагает покупателям 20 штатов линию напитков с натуральными добавками. До этого они успели основать фирму, разрабатывающую программное обеспечение для торговли напитками, и продать его крупной технологической компании.

«Я уверен, что некоторые занимаются бизнесом ради адреналина, – говорит Уэйн Стюарт, преподаватель менеджмента Университета Клемсона, Южная Каролина. – Они испытывают кайф, начиная новое дело».

Скотт Джонс стал мультимиллионером к 30 годам, будучи одним из основателей компании Boston Technology, производителя системы голосовой почты, теперь используемой телефонными компаниями по всему миру. Он ушел в отставку, научился управлять самолетом и выполнять фигуры высшего пилотажа, но вскоре ему это наскучило. Поэтому он вернулся к работе и стал одним из основателей Gracenote Inc., которая занимается созданием баз данных для Apple’s iTunes, а также компании, выпускающей роботизированные газонокосилки и поисковый сервер с использованием человеческой помощи оператора в реальном времени. «Годы, в которые я ничего не создавал, – говорит Джонс, – были самыми несчастливыми в моей жизни» .

Видовые черты серийных предпринимателей

В исследовании 2000 г. Уэйн Стюарт определил общие черты серийных предпринимателей – тех, кому принадлежали три и более компаний. Всем им свойственны склонность к риску, инновациям и достижениям, они меньше боятся неудач и легче восстанавливаются в случае неудачи. Часто используют тактические преимущества своих первых предприятий. Вновь приглашают в команду сотрудников, хорошо проявивших себя, за финансовой поддержкой обращаются к тем, кто инвестировал их предыдущие идеи.