Программа вместо нацпроекта

Возможный уход из правительства Дмитрия Медведева будет сопровождаться свертыванием национальных проектов – их постепенно трансформируют в госпрограммы

«Если тот или иной вопрос начинает двигаться, его надо переводить в сферу деятельности отраслевых ведомств уже не в рамках нацпроектов, а в рамках текущей работы», – заявил в конце недели Владимир Путин. Нацпроекты станут более стандартными и скорее всего будут работать в форме федеральных целевых программ (ФЦП), комментирует источник, близкий к администрации президента.

Четыре приоритетных нацпроекта стартовали осенью 2005 г. На них в 2006–2007 гг. выделено 433 млрд руб. (см. врез). Самым сложным был признан нацпроект «Доступное жилье» (84,7 млрд руб. и 49,6 млрд руб. госгарантий в 2006–2007 гг.). Программа развивается «не так быстро, как нам бы хотелось <...> нет каких-то блестящих прорывов», признавал в интервью «Ведомостям» Дмитрий Медведев.

По данным Центробанка, с октября 2005 г. по июль 2007 г. задолженность по ипотечным кредитам выросла в 10,6 раза с 35,2 млрд до 374,44 млрд руб., а средневзвешенная ставка снизилась с 11,8% до 11,2%. Увеличились и объемы жилищного строительства: по данным Росстата, если в 2005 г. было введено 43,6 млн кв. м жилья, то в 2006 г. – уже 50,2 млн кв. м (планы на этот год – 56,7 млн кв. м). Задача, поставленная президентом, – 80 млн кв. м к 2010 г.

Но доступным жилье не стало. Приток денег в ипотеку взвинтил цены – по данным Росстата, в прошлом году цены на новые квартиры по стране поднялись на 47,7%, на вторичку – на 54,4%. По словам замминистра регионального развития РФ Юрия Тыртышова, 90% жилья в России покупают 15% населения страны. «Доля населения, способного приобрести жилье с помощью собственных и кредитных средств, удвоилась: в 2004 г. было 9%, сейчас – 19%», – комментирует президент Института экономики города Надежда Косарева.

Другая идея этого нацпроекта заключалась в том, чтобы «растормошить» региональные власти и уменьшить коррупционную емкость рынка, напоминает Михаил Дворкович, советник президента Mirax Group.

Так, Медведев давал поручения провести ревизию всех участков под застройку. С конца 2005 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила более 700 нарушений в их распределении.

Кроме того, напоминает Косарева, были инициированы поправки в несколько законов и усилен нажим на местные власти с целью ускорить выделение земельных участков и согласование строительной документации. Например, введена единая строительная экспертиза, срок которой сокращен с шести до полутора месяцев.

«Наблюдается резкий рост числа аукционов – с 98 в IV квартале 2005 г. до 600 во II квартале текущего», – говорит начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС Владимир Ефимов.

Но опрошенные «Ведомостями» застройщики особых изменений к лучшему в процедурах согласования не замечают и официально комментировать эту тему отказываются.

Как именно будут трансформированы нацпроекты, пока не понимают даже те, кто за них сегодня отвечает. Пока ясно, что из четырех нацпроектов только нацпроект по сельскому хозяйству будет преобразован в федеральную целевую программу, говорит источник в аппарате правительства. Еще в июле правительство одобрило госпрограмму развития сельского хозяйства, которая даже щедрее нацпроекта: 551,3 млрд руб. в 2008–2012 гг. (на нацпроект в 2008–2010 гг. в трехлетнем бюджете было заложено 83 млрд руб.).

Нацпроекты были рассчитаны на три года, но в трехлетнем бюджете деньги на них тоже заложены, напоминает источник, знакомый с ходом реализации нацпроектов. К нему, правда, можно принять поправки.