Современные ископаемые

Российскому фестивалю Early music 10 лет, его старшему брату из Утрехта – 25. Именно там создаются и пересматриваются догмы

Early music festival

Московская часть ФЕСТИВАЛЯ откроется 4 октября. МАЙКЛ ЧАНС (контратенор) споет с солистами петербургского Оркестра Екатерины Великой. Москва, Римско-католический кафедральный собор. М. Грузинская, 27/13. 252 40 51 http://www.earlymusic.ru/

Свидетельства размаха Utrecht Oude Muziek Festival – 6–11 концертов в день и абсолютная заполняемость залов. На 10 дней крошечный центр Утрехта собирает весь первый ранг аутентичного исполнительства.

Тема 25-го фестиваля – Ars audiendi («Искусство слушать»). Под прицелом слух и слушательская культура. Сейчас – и два-три века назад. Это и программы, как они были во время ?но («Увертюра, концерт и симфония г-на Ван Бетховена»), и аутентичные концертные ситуации (Soiree privee в домашней обстановке).

Но у директора Яна Ван ден Боше широкие взгляды – на фестивале более не проводят границ между старой и новой музыкой. Да это и добрая голландская традиция – слушать Булеза и Beatles теми же ушами, что и барочный концерт и средневековые лауды. Саунд-художник Йорис Тамминга и блокфлейтист-виртуоз Эрик Босграаф заполнили акустику кафедрального собора шепотами Lacrimae для блокфлейты и живой электроники. Александр Таро на современном рояле (ископаемом среди суперактуальных исторических инструментов) прослаивал «Отражения» Равеля сонатами Скарлатти. А сам директор выступил режиссером, поместив мадригал Монтеверди «Любовные письма» в современный контекст нарушенной коммуникации.

Зенит фестиваля пришелся на звездную Моцарт-академию Кристиана Безауденхаута (хаммерклавир) и Кэролин Сэмпсон (сопрано) с Фрайбургским барочным оркестром. Знакомую соль-минорную симфонию поместили в неведомое измерение – объемное и объективное. В молодой компании своим оставался отец аутентизма Густав Леонахардт. Его игру услышит и Петербург (24 сентября, Малый зал филармонии). Пересмотры догм – для нас дело будущего.