Цитата недели


«Мы, наверное, уже дожили до счастливого момента, когда вне зависимости от наличия или отсутствия правительства России инвесторы готовы вложить свыше $20 млрд».

Герман Греф, бывший министр экономического развития РФ

Так комментировал итоги Кубанского форума чиновник, чья судьба была сама неопределенность. «Мы же, как канадские хоккеисты, будем работать до последней минуты», – обещал он и объяснял, что у нас в стране «ключевой фигурой является президент Владимир Путин».

На форуме о появлении «ключевой фигуры» узнали сразу же, как закончилось первое пленарное заседание: вход на торжественное открытие выставки региональных инвестпроектов попросту закрыли. Служба безопасности пускала людей к выставочным павильонам только по спискам. Пока Путин знакомился с экспонатами, люди, которые их привезли, крепким словцом вспоминали организаторов. «Мы за участие одного человека в форуме заплатили по 30 000 руб.!» – возмущался один из участников. Без журналистов на Кубанском форуме зарегистрировано около 8000 участников.

Для основной массы приехавших на форум первый день мероприятия был безнадежно скомкан: большинство толпилось у входов на территорию выставки, журналистов закрыли в пресс-центре. Делегация с Урала даже обещала больше не приезжать.

Нехорошо – но, может, оправданно? На первый взгляд результаты впечатляют: Министерство экономического развития насчитало соглашений и протоколов о намерениях на $23,3 млрд! Ни на одной выставке не было стольких фантастических проектов: искусственные острова в Сочи за $8 млрд, курорты на намывных территориях там же за $7 млрд, гигантские жилые комплексы стоимостью $3 млрд в некрупных городах России. Кубанский форум стал настоящей ярмаркой тщеславия, и есть большие сомнения, что всю эту фантастику можно воплотить в жизнь.

Четких договоров с обязательствами подписано немного, считает директор Института региональной политики Булат Столяров. А большинство реальных проектов инвесторы готовили задолго до форума и реализовали бы в любом случае. Получается, прав Герман Греф: мы действительно дожили до счастливого момента. До какого – другой вопрос