Цитата недели


«Спасибо моей команде. Я хочу, чтобы они знали: я горжусь своей командой и лучшей на Украине нет».

Юлия Тимошенко, Лидер блока Юлии Тимошенко

Итоги украинских выборов еще не подведены, но очевиден большой и неожиданный успех Юлии Тимошенко: около 30% собранных ею голосов – это в полтора раза больше, чем предсказывали ей социологи.

Местные аналитики говорят, что предпосылок для новой победы Тимошенко было несколько. В первую очередь, БЮТ сумел позиционироваться как единственная реальная альтернатива Партии регионов премьера Виктора Януковича. Главной стратегией блока стала идея так называемого «украинского прорыва» в противовес «стабильности и порядку» регионалов. Соперничество двух идей – реформистской и стабилизационной – стало главной сюжетной линией выборов. Прочие участники гонки ничего более содержательного предложить не смогли. Тимошенко создала ситуацию, в которой все голоса против премьера складывались в ее копилку – а таковых оказалось треть страны.

Тимошенко вновь, как и в 2006 г., призвала «выбирать сердцем», агитировала за иррациональный выбор вопреки консультантам, ратовавшим за рациональный контакт с электоратом. И это оказалось второй слагаемой успеха. Мистический посыл, ясновидящая Ванга и Нострадамус, предсказывавшие украинцам появление девы – спасительницы страны, «руны» на деревьях в парках Киева – все это легло на хорошую почву. О тяге электората к мистике знали и другие политики, не случайно Янукович встречался с шаманами на Алтае.

Тимошенко играла роль «вождя», тогда как другие лидеры списка говорили о «команде» и «коалиции». Но после трех лет перманентной нестабильности у украинского общества запрос есть именно на харизматичных лидеров.

Наконец, не менее важная составляющая успеха – поддержка Блока Юлии Тимошенко значительной частью крупного украинского бизнеса. Фактически отказавшись от идеи реприватизации, договорившись в том числе и с российскими бизнес-группами, работающими на Украине, об их неприкосновенности по итогам выборов, но гарантировав своим спонсорам новый частичный передел собственности на Украине под предлогом «украинского прорыва», она привлекла на свою сторону тех, кто все еще надеется расширить сферу своего бизнес-влияния.