Оконченная неоконченная

Российский национальный оркестр включил в программу непроверенный опус – Восьмую симфонию, брошенную Шубертом и завершенную Сафроновым

Дирижер Владимир Юровский, сыграв первую часть симфонии изящно и предсказуемо, начал вторую в неожиданно быстром темпе. Обычно ее играют медленнее, чуть не вдвое. Ведь Шуберт написал только две части вместо положенных симфониям четырех, и вторая часть поневоле оказалась финалом. И этот медленный «финал» просится быть истолкованным в категориях позднего романтизма – как бесконечное прощание и намеренный отказ от присущего жанру объективизма.

Благодаря Антону Сафронову объективизм Шуберту возвращен, частей стало четыре, вторая освободилась от обязанности подводить итоги и свободно пошла гулять быстрее. Симфония в целом стала совсем другой – независимо от того, какую именно музыку написал для третьей и четвертой частей Сафронов.

Музыку он написал великолепную. Строго говоря, никакой своей музыки он и не написал. В третьей части (скерцо в прихотливой форме) в полной мере воспользовался эскизами Шуберта, а в четвертой (увлекательный, могучий финал), к которой не было и эскизов, переработал темы из других шубертовских вещей. Но темы темами, а вот форму частей (в особенности финала), их внутренний ритм и оркестровый облик Сафронову пришлось создать самому. Сделал он это любовно и изобретательно, стремясь не только следовать приемам любимого композитора, но и перевоплотиться в него. Новые части – праздник мастерства и целомудрия.

Десять лет назад учитель Сафронова Эдисон Денисов дописал неоконченного «Лазаря» Шуберта – но в своем стиле, подхватив лишь дух. Сафронов, чьи авторские опусы отчетливо современные, предпочел лирически изъясниться шубертовским языком. Спорный момент есть, и серьезный: насколько оправданно то, что в новых частях симфонии (особенно в финале) системно обыгрываются темы из старых? Придает ли это слитность целому? Это не в правилах шубертовской поры, так стали делать позже – впрочем, Сафронов ссылается на то, что и у Шуберта есть прецеденты.

Российская премьера проекта Сафронова сделала честь Владимиру Юровскому, неутомимому культуртрегеру. А вся программа (сначала французский пианист Николя Ангелич в располагающе мужской манере сыграл Второй концерт Брамса) стала удачей оркестра.

Наш Шуберт

Антон Сафронов (р. 1972) входит в самую радикальную отечественную композиторскую группировку «СоМа» («Сопротивление материала»). «Неоконченная» симфония Шуберта дописана им по заказу оркестра Баден-Бадена.